Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 3. Управление инновационной деятельностью предприятия

 

3.3. Разработка инновационной стратегии

 

Стратегическое управление инновациями является составляющей инновационного менеджмента. Оно решает широкий спектр вопросов планирования и реализации инновационных проектов и программ, которые рассчитаны на качественные изменения в деятельности организации на рынке, производстве или социальной сфере предприятия (организации).

Стратегия - это совокупность всех действий управленческого характера, направленных на укрепление позиций организации (предприятия, корпорации) и удовлетворение потребителей, которые способствуют достижению миссии и целей организации. Стратегия - это комплексный план, ориентирующий организацию не на настоящее, а на перспективу. Целью стратегии является обеспечение не столько текущего успеха, сколько ускоренного постоянного развития организации в условиях конкуренции, лидерства на рынке.

Разрабатывая инновационные стратегии, необходимо учесть следующие их особенности:

1) Стратегии предприятий находятся под влиянием изменений в окружающей среде. Они могут сами формировать эти изменения своим активным воздействием или откликнуться в форме реакции (стратегии адаптации). Изменения окружающей среды могут быть такими, что уже наступили, или еще только ожидаются.

2) Стратегии дают возможность установить, каким образом можно ввести в действие имеющийся потенциал с учетом существующих и ожидаемых в будущем сильных и слабых сторон с тем, чтобы выполнить намерения предприятия.

3) Стратегии предприятия дают лишь общее направление, по которому развивается предприятие. Поэтому они имеют дополняться мероприятиями тактического порядка.

4) Цель стратегий предприятия - формирование устойчивого потенциала успеха с учетом его преимуществ перед конкурентами.

Указанные особенности отражаются в технологии их разработки и оценки. В общем виде порядок разработка инновационной политики предприятия, то есть ее технологию можно подать таким образом:

Стратегический диагноз

Стратегический анализ

Формирование стратегии

Оценка программ

Реализация стратегии

Стратегический контроль

 

И. Шумпетер вообще менеджмент определял таким образом: “Обычный план является надежным, потому что базируется на вещах хорошо известных из опыта, новый же должен исходить из предположений, которые существуют только в воображении: Это совсем разные вещи: идти по новому плану - значит строить дорогу, руководствоваться обычным - идти существующей дорогой”2.

Стратегическое планирование фирмы имеет дать ответ на следующие основные вопросы: “Чем мы занимаемся сегодня и что мы хотим делать в будущем?”, и “Что надо делать, для того чтобы наша фирма стала такой, какой мы ее хотим видеть в будущем?”. Давая ответ на эти вопрос, руководители-менеджеры анализируют данные и факты за предыдущий период, изучают современное состояние и вырабатывают план действий на будущее.

Неопределенность внешних факторов обусловливает адаптивный характер стратегического планирования. Это означает, что план не может быть составлен раз и навсегда, а должен быть гибким и иметь непредсказуемые возможности и средства реагирования на изменение обстоятельств или на выявленные просчеты в этом плане.

Таким образом, стратегический план - это предполагаемая способность фирмы к изменениям своей организации и реакции на случаи внешних изменений.

Стратегический план согласован с так называемыми элементами стратегического выбора. Всего таких элементов пять: генеральная цель фирмы, основные цели, стратегии, задачи и программы.

Генеральная цель, миссия, фирмы первым шагом стратегического планирования технологических изменений. Ею может быть, например, избрание определенной ниши на рынке. Примером генеральных целей есть конкретные потребности общества, которые намерен удовлетворить фирма. Миссию фирмы очень важно обсуждать коллективно и по возможности использовать имитационное моделирование поведения фирмы.

Основные цели конкретизируют генеральную цель с точки зрения экономических показателей деятельности предприятия. Ими могут быть характеристики ожидаемой прибыли на капитал, размер дивидендов, параметры валовых доходов фирмы и минимально допустимого уровня получаемого дохода.

Основные цели определяют содержание стратегии фирмы. Стратегия фирмы состоит из 3-х стадий. На первой стадии фирма пытается достичь своих целей с помощью традиционной продукции. Вторая стадия связана с попыткой расширить рынок сбыта своей продукции за счет иностранных рынков или модернизированных переменных качеств других товаров. Третья стадия - это внедрение новых продуктов в производство и создание новых рынков спроса на нее. Выделение этих трех стадий не означает, что они будут использоваться последовательно. Чаще всего используется параллельная реализация этих стадий во времени.

Стратегия определяют задачи по ее осуществление. Каждое задание состоит из экономических показателей предприятий, которых надо достичь для реализации стратегии.

Программы являются средством реализации различных стратегий. Они состоят из совокупности отдельных проектов и работ, которые ориентированы на выполнение одной.

 

_________________________________

2 Шумпетер Ы. Теория экономического развития. М.- 1982.- с. 180