Раздел
II.
ОБЩИЕ
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1. Понятие о бухгалтерские регистры
Регистр
(от лат. registrum - перечень) - это
форма регистрации документов.
Бухгалтерские
регистры - это типовые формы бухгалтерского учета. Вся информация, что
накапливается в первичных документах, систематизируется и отражается в
бухгалтерских регистрах. Они включают в себя: листки-расшифровки, производственные
отчеты, таблицы аналитических данных, вспомогательные ведомости, журналы-ордера, главную
книгу, баланс и прочее. Учетные регистры (книги, ведомости, листы определенной формы,
журналы и т.д.) предназначены для хронологического, систематического или комбинированного
накопления, группирования и обобщения информации о хозяйственных операциях,
содержащаяся в принятых к учету первичных документах.
Все
регистры разграфленные по шахматной форме и в них линейно записываются хозяйственные
операции.
Учетные
регистры составляются ежемесячно и подписываются исполнителями и главным
бухгалтером, или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета
предприятия.
Ведение
учетных регистров и контировка документов первичного учета осуществляются
с применением, по меньшей мере, кода класса счетов и кода синтетического счета.
В зависимости
от назначения регистры подразделяются на хронологические, систематические и
комбинированные (синхроністичні). По содержанию различают регистры аналитические и
синтетические, по внешнему виду они могут быть в форме книг, карточек, свободных
листков.
Книги,
как правило, нумеруются, прошнуровываются и на обороте последней страницы
делается надпись “В этой книге пронумеровано и прошнуровано страниц ...
(листов)”. Книга подписывается руководителем, главным бухгалтером и заверяется
печатью. На титульном листе книги проставляются следующие реквизиты: название
предприятия, код ЕГРПОУ (единый государственный реестр предприятий и организаций
Украины), название синтетического (аналитического) счета, год начала записей.
Карточка
- это бланк с отпечатанной таблицей, предназначенный для долгосрочного
использование. Сами карточки регистрируют в специальных регистрах. Каждая карточка
должна иметь следующие реквизиты: название предприятия, код синтетического счета, код
аналитического счета, текст операции, единица измерения, количество, сумма, код
корреспондирующего счета.
Карты
бывают трех видов:
- контокорентні, которые имеют одностороннюю форму
где колонки по дебету и кредиту счетов размещены рядом;
- инвентарные карточки для учета
товарно-материальных ценностей, в которых отражаются остатки определенного вида
материальных ценностей после каждого факта хозяйственной деятельности. В этих
карточках есть данные из поступлений, расходов и остатка, а каждая графа делится на
две колонки, в одной из которых записывается число, а в другой сумма. В заголовке
карты есть графа “лимит запаса”, что позволяет контролировать необходимый запас этого
ресурса;
- багатоколонкові карты предназначены для
отображение одного факта хозяйственной деятельности комплексными суммами.
Различают
также регистры по характеру розграфлення. Розграфлення бухгалтерских
регистров может быть параллельным, последовательным и смешанным. При параллельном
розграфленні записи по дебету и кредиту находятся на одном уровне. Есть
несколько вариантов параллельных розграфлень: одностороннее (регистр занимает одну
страницу или разворот листа), которое делится на нераздельное, когда порядок
записи дебет-кредит-запись и раздельное, когда порядок записи дебет-запись-кредит.
При двустороннем розграфленні регистр занимает две страницы, при этом для
дебетовых и кредитовых записей отводят разные страницы, каждая из которых имеет
самостоятельный текст. Широко используются багатоколонкові розграфки
(журнал-главная и другие), а также смешанные, которые применяются в
журналах-ордерах.
Сводный
регистр синтетического учета предприятия - Журнал - главная.