ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ
2.2. Экономическая мысль Древней Греции
Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Ксенофонт (430-354 гг. до н. э.) в трактате "Домострой" дал характеристику образцового, по его мнению, хозяйства и образцового гражданина. Его труд "О доходах" - это попытка найти выход из экономического кризиса в Афинах.
Важнейшие идеи трактата "Домострой" сводятся к следующим выводам:
- естественным разделением является разделение труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов;
- любой товар обладает полезными свойствами (потребительную стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).
Основной сферой экономики Ксенофонт считал сельское хозяйство, которое называл "кормильцем граждан", основой благосостояния народа. Развитие земледелия при этом определяет состояние остальных отраслей производства. Вместе с тем он пренебрежительно относился к ремеслу, торговле, ростовщичеству, физического труда, которую считал занятием рабов. Так, выражая отношение к ремеслу, Ксенофонт писал, что оно "разрушает тело работающего, заставляя его вести сидячий образ жизни и оставляя мало времени для заботы о друзьях и родной город". Рабство для него было естественным положением вещей, а рабы - живым орудием производства.
Платон (428-347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в труде "Государство". Коренной идеей такого строя является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ имел в виду так называемую сплошную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и что составляет их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
Другой проект "идеального государства" Платон изложил в труде "Законы". Он основывается на принципах равенства и хозяйственной самостоятельности семейных хозяйств. В таком случае, чтобы не искушать людей обогащением, предлагалось выделить каждой семье отдельное жилье и равноценный участок земли. Количество участков должна быть неизменной, все они остаются в государственной собственности, не могут продаваться, а лишь переходят в наследство одного из детей. Стоимость только одного участка определяла "меру бедности", а "мера богатства" определялась в четыре раза большей, излишки должны поступать в государственную казну. Размер государственных налогов устанавливается, исходя из размеров богатства (имущества) их плательщиков. По этому же критерию все граждане делились на четыре имущественных класса с правом перехода из одного класса в другой по мере обогащения или обеднения. Все это должно обеспечить имущественную равенство, справедливость и мир в государстве.
Исследуя сущность денег, древнегреческий философ определил следующие их функции: мера стоимости, средство обращения товаров и средство накопления. В то же время, именно накопление денег, как и торговлю или ростовщичество - его источники, Платон называл недостойными для свободных греков занятиями. Он впервые выделил полноценные (общие) и неполноценные (внутренние, местные) деньги.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) основал свое экономическое учение на принципе, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства.
Ключевые положения его труда "Политика" такие:
- обязательное наличие частной собственности;
- разделение видов деятельности на две группы: экономию и хрематистику.
Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой - изучение противоестественных, по его мнению, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же Аристотель причислял и большую торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительных стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло, называя его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности и направлено на удовлетворение потребностей людей, а его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, поскольку оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику;
- деньги есть співвимірювачами при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;
- человек, по мнению Аристотеля, - существо, которое не может жить вне общества и государством. Государство важнее семью и отдельную личность. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, за исключением рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.
Анализируя закономерности товарного обмена, Аристотель определил, что он порождается разделением труда, способствуя образованию сообществ людей. Жизненные блага, с одной стороны, используются для потребления, а с другой - для обмена на другие блага. Собственно, таким образом он подходит к пониманию двух сторон товара как потребительной и как меновой стоимости, то есть его полезности и ценности. Аристотель обнаружил также понимание того, что меновая стоимость есть зародковою форме товарных цен.
Древний исследователь изучал развитие форм обмена, начиная с простого обмена товара на товар (Т - Т), а затем и обмен товаров с помощью денег (Т - д - Т). С появлением денег для торговли становится хрематистик - накопление богатства в денежной форме (Г - Т - Г', где Г' - деньги с торговым прибылью). Таким образом, Аристотель рассматривает две формы денег - деньги как простое средство обращения товаров и как средство обращения денежного капитала.
Стоит еще раз подчеркнуть, что экономические взгляды мыслителей Древней Греции Ксенофонта, Платона и Аристотеля стали отправным пунктом для формирования экономической науки.