ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ
2.1. Экономическая мысль Древнего Востока
Выразители экономической мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.
Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т.е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала.
Источники экономической мысли Древнего Востока:
- Вавилон - кодекс царя Хаммурапи;
- Китай - Конфуций;
- Индия - трактат "Артхашастра".
Сборник законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) создан около 1760 г. до н. э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служащих;
дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.
Конфуций (Кун Фудзи) (551-479 гг. до н. э.) заложил основы конфуцианства - этико - политического учения, что коренным образом повлияло на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государя управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи порядочности, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.
Индийский трактат "Архашастра" (буквально - "наука о пользе, о практическом жизнь") - это сборник советов по вопросам управления государством. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые расходы. Это важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считают Каутілью (IV в. до н. э.) - древнеиндийского государственного деятеля.
Согласно этих источников для азиатского способа производства характерны:
- чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;
- предоставление ведущей роли в экономике собственности государства;
- провозглашение неприкосновенности частной собственности.