Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История экономических учений

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ

 

2.3. Экономическая мысль Средневековья

Источниками экономической мысли Средневековья стали:

- в арабских странах: Коран (610-632); учение Ибн-Хальдуна (1332-1406);

- в Западной Европе: идеи Августина Блаженного (354 - 430); Фомы Аквинского (Аквината) (1225-1274);

- в России и Украине: "Русская правда" (XII-XIII вв.) - сборник законов Киевского государства; идеи И. С. Пересветова (конец XV - начало XVI ст.); М. Башкин (XVI ст.).

Изучение и толкование Корана - собрания проповедей, обрядовых и юридических положений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, высказанных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке - Медине, - положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил социальное неравенство, что состояла в Аравии, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти "столпов веры", то есть "правильного" поведения, является обязательная благотворительность (налог, действие), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).

Ибн-Хальдун (Ибн-Хальдун Абдуррахман Абу Зейд Ибн Мухаммед) (1332-1406) - арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Он выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала к:

а) доусвідомленого отношение к труду;

б) борьбы с расточительством и жадностью;

в) понимание нецелесообразности имущественного и социального равенства.

Главные труды Августина Блаженного - "О граде Божьем" и "Исповедь". Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: "град Земной", т.е. государственность, которая основана "на любви к себе, доведенной до презрения к Богу", и "град Божий" - духовная общность, которая основана "на любви к Богу, доведенной до презрения к себе".

Экономические воззрения Августина были основаны на следующих идеях:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, поскольку эти виды труда равноценны;

б) нетрудове накопления золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются греховными;

в) "справедливая цена" - это цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225-1274) - монах - доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.

В трактате "О правлении государей" Фома Аквинат выкладывает подобные Аристотелевих представление о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями.

В основном произведении "Сумма теологии" он дает обобщающую оценку товарно-денежным отношениям. Ключевые догмы Фомы Аквината такие:

- деньги не могут порождать новые деньги;

- необходимым и оправданным является становой разделение общества;

- богатство делится на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

- признание необходимости частной собственности. "Справедливой ценой" Фома Аквинат считал цену, которую можно сопоставить с расходами, то есть такую цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их состояния.