ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. МЕРКАНТИЛИЗМ
2.3. Экономическая мысль Средневековья
Источниками экономической мысли Средневековья стали:
- в арабских странах: Коран (610-632); учение Ибн-Хальдуна (1332-1406);
- в Западной Европе: идеи Августина Блаженного (354 - 430); Фомы Аквинского (Аквината) (1225-1274);
- в России и Украине: "Русская правда" (XII-XIII вв.) - сборник законов Киевского государства; идеи И. С. Пересветова (конец XV - начало XVI ст.); М. Башкин (XVI ст.).
Изучение и толкование Корана - собрания проповедей, обрядовых и юридических положений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, высказанных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке - Медине, - положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил социальное неравенство, что состояла в Аравии, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти "столпов веры", то есть "правильного" поведения, является обязательная благотворительность (налог, действие), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).
Ибн-Хальдун (Ибн-Хальдун Абдуррахман Абу Зейд Ибн Мухаммед) (1332-1406) - арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Он выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала к:
а) доусвідомленого отношение к труду;
б) борьбы с расточительством и жадностью;
в) понимание нецелесообразности имущественного и социального равенства.
Главные труды Августина Блаженного - "О граде Божьем" и "Исповедь". Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: "град Земной", т.е. государственность, которая основана "на любви к себе, доведенной до презрения к Богу", и "град Божий" - духовная общность, которая основана "на любви к Богу, доведенной до презрения к себе".
Экономические воззрения Августина были основаны на следующих идеях:
а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, поскольку эти виды труда равноценны;
б) нетрудове накопления золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются греховными;
в) "справедливая цена" - это цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.
Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225-1274) - монах - доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.
В трактате "О правлении государей" Фома Аквинат выкладывает подобные Аристотелевих представление о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями.
В основном произведении "Сумма теологии" он дает обобщающую оценку товарно-денежным отношениям. Ключевые догмы Фомы Аквината такие:
- деньги не могут порождать новые деньги;
- необходимым и оправданным является становой разделение общества;
- богатство делится на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
- признание необходимости частной собственности. "Справедливой ценой" Фома Аквинат считал цену, которую можно сопоставить с расходами, то есть такую цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их состояния.