Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

Урок № 11

Тема: Диалектные, профессиональные слова и термины. Лексический разбор слова

 

Цель: обобщить и систематизировать знания по лексикологии;; формировать навыки пользования словарями, способствовать обогащению словарного запаса учащихся; повправляти в лексическом разборе слова; развивать культуру устной и письменной речи; воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Оборудование: учебник, словари.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока.

 

II. Анализ языкового материала с целью обобщения изученного.

Выборочный диктант. Выписать профессиональные слова, термины и диалектные слова (в форме именительного падежа единственного числа). Выяснить лексическое значение каждого, при необходимости обратившись к словарю. Объяснить, с какой целью такие слова используются в художественных произведениях.

1. В машинном зале, полном ЭВМ, в хаосе перфострічок и сигналов, в обычный будний день одна машина внезапно осознала, что влюбилась в конструктора она. И был лишь человеком коструктор: не понял ничего, не заметил, лишь проверил чертежи и схемы и заменил диоды и тріоди... Машинное сердце ббьется и пульсирует, сгорело только одно реле. (В. Моляко.)

2. Снится мне, что иду на гору с бесагами. Лес высохший до малейшей веточки. Осматриваюсь, а передо мной ворота. Из нее выходит дядька и несет месяц в руках. Положил мне руки на плечи и говорит: “Деточка моя! Будешь идти семь миль и семь часов. Найдешь своего суженого!” (По А. Кобилянской.)

Для справок. Диод - электронная лампа с двумя электродами, который пропускает ток только в одном направлении. Триод - электронная лампа, в которой есть катод, анод и управляющий электрод (сетка); используется в радиотехнике. Реле - автоматическое устройство, которое реагирует на изменение параметра (температуры, давления и т.п.) физического процесса и в случае достижения заданной величины заставляет действовать исполнительный механизм. Бесаги - сумки. Ветви - ветви. Вуйко - летний мужчина. Рамена - плечи.

 

III. Обобщение полученных знаний по лексикологии.

Работа с учебником. Обработка таблицы на с. 36.

Работа у доски. По представленной ниже схеме сделать лексический разбор выделенных в предложениях слов (устно).

1. Объяснить лексическое значение слова (желательно с помощью словаря).

2. Какое слово по происхождению: собственно украинское или заимствованное.

3. Относится ли слово к активного словарного запаса (возможно, является устаревшим или неологизмом).

4. Объяснить, является ли слово общеупотребительным или ограниченным в употреблении (например, діалектним, профессиональным словом или термином).

5. Объяснить, многозначных или однозначных слов оно принадлежит.

6. Определить, в прямом или переносном значении употреблено слово.

7. Назвать его омонимы, синонимы, антонимы (если есть).

 

Не будет над морем волна вставать, не будет из турецкой каторги пленников освобождать? (Род. творческим.) Плывут века, словно корабли Колумба, в берег времени волна бьет тяжелая... Хвала вам, астролябии и румбы! (Есть. Гуцало.) Произнесу слово “отец” и слово “ураган”, а затем вновь два слова: “колодец” и “кобзарь”... Могучая родная речь народ водила мой по мысленному древу от муравы до облаков. (Б. Стельмах.)

 

IV. Подведение итогов урока.

 

V. Домашнее задание.

Повторить п. 4-5, упражнение 63 или 67 (на выбор)