МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
УРОК 11 Какие объекты природные, а какие - создали люди?
Тема. Какие объекты природные, а какие - создали люди?
Цель: ознакомить учащихся с природными материалами, из которых изготовлены предметы, необходимые человеку; учить приводить примеры природных материалов, из которых человек производит предметы потребления; развивать умение исследовать природные объекты и объекты, созданные человеком; воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям труда.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Какие предметы, что окружают вас в классе, сделанные руками человека?
- Какие предметы домашнего обихода сделаны руками человека?
- Сегодня на уроке вы узнаете, что для изготовления рукотворных объектов люди используют природные материалы.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Рассказ учителя с элементами беседы
- Труд человека преобразует природу. Человек создает предметы, продукты, необходимые для своего существования. Все вещи, что нас окружают, изготовлены из разных материалов.
- Как вы считаете, для чего и из чего человек строит свое жилье? От чего это зависит?
- Рассмотрите рисунки (на доске) с разнообразными типами построек: жилище из веток - шалаш, глиняное жилище с соломенной крышей - дом, жилище из льда - иглу, из кирпича - дом, из бревен - изба.
- В доме нас окружает множество вещей. Каждая из них имеет свое назначение. В доме нам нужна мебель. Когда мы садимся обедать, делать уроки, ложимся спать, всегда пользуемся мебелью.
- Назовите предметы мебели и их назначение.
- Из каких материалов изготавливают предметы мебели?
Другие предметы в вашей комнате? Для чего они служат?
- Из каких материалов человек производит посуду?
- Из чего изготавливают одежду? (Из ткани)
- Назовите свои любимые игрушки. Из чего они изготовлены?
Вывод. Вокруг нас есть множество предметов, которые человек сделал своими руками. Для их изготовления нужны природные материалы: древесина, глина, шерсть, металл и др.
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Работа по учебнику (с. 26-27)
- Объясните пословицу.
Трудолюбивые руки горы переворачивают.
Исследовательский практикум. Из чего это изготовлено?
- Для изготовления рукотворных объектов люди используют природные материалы.
- Рассмотрите рисунки и фото на стр. 26.
- Назовите изображенные предметы.
- Из чего они изготовлены?
- Составьте предложение, что из чего изготовлено.
- Рассмотрите рисунки и фото на стр. 27.
- Что на них изображено?
- Составьте предложение, что из чего изготовлено.
- Какие предметы изготовлены из тел живой природы?
- Какие предметы изготовлены из тел неживой природы?
Вывод. Для изготовления различных предметов человек использует тела живой и неживой природы.
- Выберите несколько предметов, которые есть в вашем доме. Вместе со взрослыми определите, из чего их изготовили.
- Какие природные материалы использованы для изготовления этих предметов?
- Какие еще природные материалы вы знаете? Какие предметы из них изго - товляють? Приведите примеры.
- Запомните! Человек научился изготавливать из природных материалов все, что необходимо ему для жизни.
2. Игра-соревнование между мальчиками и девочками
- Какая группа назовет больше природных объектов и предметов, изготовленных руками человека?Задачи для друга природы
- Расскажите, как пришла к вам любимая книжка.
- Берегите все, что люди сделали своим трудом и умом!
V. Итог урока
- Какие природные материалы вы знаете?
- Какие предметы из них изготавливают? Приведите примеры.
Приложение к уроку 11
Схема «Природные и рукотворные объекты»