5 КЛАСС
Тема 2. Инструментальная музыка, классический квартет
Урок 11
Тема урока. Метр. Размер. Разучивание песни "Все это нужно мне".
Слушание басни И. Крылова "Квартет", три фрагмента "хаотичной музыки" «Квартета». Барвинского
Цель урока: углубить понятия “метр и размер”, учить детей различать на слух, познакомить с новым понятием “квартет”; развивать вокально-хоровые навыки, ладовое чувство; виховувага интерес к литературе и любовь к украинской народной песне.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фонограммы, портреты Крылова и В. Барвинского, иллюстрации к басне.
Литература: сборник рус. нар. песен, “Басни” И. Крылова, “Русская музыкальная литература” Е. Смирнова.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие. Объявление темы урока.
Напоминаю детям о правильной посадке во время пения; сесть ровно, руки поставить на колени, спину выпрямить, петь без крика, слушать учителя.
II. Объяснение нового материала.
К средствам музыкальной выразительности в музыке, кроме динамики, относится еще и метр и размер. В чем их разница?
Метр - это равномерная последовательность сильных и слабых долей в такте. Он служит мерой при разделении музыкальных текстов на такты.
Размер - это числовая характеристика тактового метра, что указывает на количество долей в такте. Размер обозначают дробью возле ключа в начале нотного стана. Числитель указывает на количество долей в такте, а знаменатель на их продолжительность.
Например, сколько долей в размере 3/4 - три, а в размере 6/4 - шесть четвертных долей. Посмотрите на упражнение, которая написана на доске, сделаем ее характеристику.
III. Разучивание песни “Все это нужно мне” А. Житкевича.
Все это нужно мне
Слова и музыка А. Житкевича
Сдержанно
2. В поле устойчивый колосок,
Сад и маленький лесок,
Мова моя солов'їна,
Родная моя Украина,
Чистое звонкое источник.
3. Милое до боли село,
Покой и мир на Земле -
Все это нужно мне.
Все-все-все, все-все-все,
Все это нужно мне!
Художественный показ песни, после чего вместе с детьми характеризую прослушанного: дети определяют порядок, размер, темп, динамику, и содержание песни. Объясняю детям непонятные слова в тексте.
Разучивание мелодии на первом куплете предлагаю ученикам за нотным текстом. Сначала определяем тоника, знак альтерации возле скрипичного ключа, какой нотой начинается и которой заканчивается песня. После этого предлагаю учащимся спеть мажорный звукоряд от ре. Далее разучиваю песню методом сольфеджування, а потом по фразам, обращая внимание на девятый и одиннадцатый такты, проспівую с проплескуванням фразу “Все, все, все, все это нужно мне”. Мелодичну квинту в начале обеих фраз рекомендую петь с тенденцией к повышению обоих звуков. При этом обращаю внимание детей на правильное дыхание и голосоведение, а также синкопований ритм в третьем - шестом тактах. Изучив первый куплет песни, вызываю четырех учеников и оцениваю.
IV. Слушание музыки начинаю беседой:
- Как в музыке называется группа из четырех исполнителей?
- Да, это квартет. А если инструментальную музыку выполняют четыре исполнители - это инструментальный квартет. Чаще всего композиторы пишут музыку для струнного квартета, который включает две скрипки, альт и виолончель. Именно о такой квартет рассказывается в басне И. Крылова. (Иллюстрирую грамзапись этого литературного произведения с иллюстрированием хаотичного звучания "квартета ”, который даст возможность обратить внимание учащихся на мораль басни ,а также показываю иллюстрации основных персонажей).
Ученики должны сами сделать вывод: чтобы хорошо делать какое-то дело, нужны умение, усердие, согласие.
Примером звучания настоящей музыки станет фрагмент «Квартета». Барвинского.
Василий Барвинский - украинский композитор XIX века, который родился в Тернополе. Мать - Евгения Барвинская - была способной пианисткой, и в свое время, работая аккомпаниатором хора в Тернополе, открыла талант всемирно известной певицы Соломии Крушельницкой. В гостеприимном доме Барвинских бывали выдающиеся деятели украинской культуры и науки, среди них Иван Франко, Леся Украинка, Николай Лысенко.
Дети слушают произведение и готовят ответы на вопросы, которые записаны на доске:
1. Каков характер произведения?
2. Характеристика нескольких тем, в частности.
3. Чем отличается эта прекрасная музыка от хаотичного выполнения горе-музыкантов из басни?
4. Чем насыщенная музыка Квартета?
5. Какие инструменты входят в состав этого квартета?
(После прослушивания произведения провожу с детьми беседу по данных вопросах, а также знакомлю с новыми инструментами семь 7 скрипичных).
Альт (показ иллюстрации) - инструмент семейства скрипичных, чуть больший корпус, чем у обычной скрипки, а значит с более низким тембром.
Виолончель (показ иллюстрации) - басово-теноровий инструмент очень широкого диапазона, также относится к семейству скрипичных.
На закрепление темы стоит предложить детям отрывки простых мелодий для определения строя, а также повторить и закрепить песню “Волшебный смычок”.
V. Итог урока.