Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

5 КЛАСС

 

Тема 1. Музыка и искусство слова.

 

Урок 10

Тема урока. Динамические оттенки, определение на слух. Работа над песней "Волшебный смычок". Слушание музыки. Украинская народная сказка "Калинова свирель"

 

Цель урока: закрепить с детьми динамические оттенки на прослушанных отрывках музыкальных произведений; развивать ладо-тональный слух, певческие навыки; воспитывать любовь к народной песне.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица с динамическими оттенками, нотный текст песни, баян, магнитофон, скрипка.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Актуализация опорных знаний.

- По теме урока можно заключить, что сегодня мы с вами будем закреплять динамические оттенки.

- Дети, музыка может звучать громко, не очень громко, тихо. Как мы называем разные оттенки силы звучности в музыке?

- Динамические.

- Посмотрите на упражнение, которая написана на доске. Прочитайте слова, скажите, как бы вы украсили ее динамическими оттенками. Но сначала напомним, что означают эти знаки:

f - форте-громко,

mf - меццо форте-не очень громко,

г - пиано, тихо,

mр - меццо пиано, не очень тихо.

 

image29

 

- А теперь выполним эту поспівку со всеми динамическими оттенками.

 

III. Работа над песней „Волшебный смычок”.

Слежу за легким, без напряжения пением, сдержанно, без крика. А дальше составляю с детьми динамический план песни и исполняю.

 

IV. Слушание музыки.

- Сегодня мы послушаем еще одну украинскую народную сказку „Калинова свирель”, но сначала вспомним, что вы знаете про этот инструмент? (показываю свирель). (Рассказы детей).

2. Рассказ учителя:

Дети, сегодня наш урок посвящен народной музыке, и в частности, свирели. Когда-то в древности люди жили племенами, занимались земледелием, ходили на охоту. Не раз подстерегала их опасность. И чтобы предупредить о беде, надо подать звуковой сигнал. Это мог быть стук, свист, плеск. Вот и люди начали изготавливать свисткові и ударные инструменты. Так родилась свирель, дудка, флояра, рожки, трембиты. Однако самая любимая в нашем крае - волшебная свирель. Пастух пасет овец в долине и играет на свирели. Чумак возвращается из Крыма домой широкой степью, и далеко слышно чумакову свирель. Влюбленный парень вызывает девушку из дома голосом свирели. Без свирели не обходились никакие музыки. Мелодия ее очаровательна, а еще она имеет живую душу. Ее душа - песня, прекрасная, нежная и чистая.

Свирель упоминается в древнейших украинских летописях. Еще киевский князь Владимир любил послушать свирель. Древние свирели были не такие звонкие как теперь. Они были деревянные (из калины, ивы, груши, ели), имели свисток и пять отверстий, звук был мягкий, бархатный - словно пело само дерево. (Предлагаю детям послушать сказку "Калинова свирель").

3. Теперь, дети, послушайте “Пастушьи наигрыши.” (Ставлю перед детьми проблемное задание: определить характер, темп, вид инструмента, динамику). После прослушивания произведения провожу беседу в форме диалога:

Понравилась ли вам эта мелодия?

Какие чувства выражает эта музыка?

Может ли музыка отобразить настроение человека?

Знаете ли вы, как живут пастухи?

Они живут далеко в горах, пасут там овец и скучают по дому. Этот сум мы почувствовали в нашей мелодии. А исполнял эту мелодию инструмент флояра.

Флояра (флуерка, фрілка) - это разновидность свирели, который также имеет шесть отверстий, но он длиннее свирель (до 1 м). Флояра не имеет свистка, на ней труднее заиграть. Этот инструмент наиболее распространенный в Карпатах, на Буковине, в Молдове.

(Можно еще предложить послушать произведение “Одинокий пастух” в исполнении флояры в современной обработке).

 

V. Итог урока.