5 КЛАСС
Тема 1. Музыка и искусство слова.
Урок 10
Тема урока. Динамические оттенки, определение на слух. Работа над песней "Волшебный смычок". Слушание музыки. Украинская народная сказка "Калинова свирель"
Цель урока: закрепить с детьми динамические оттенки на прослушанных отрывках музыкальных произведений; развивать ладо-тональный слух, певческие навыки; воспитывать любовь к народной песне.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица с динамическими оттенками, нотный текст песни, баян, магнитофон, скрипка.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Актуализация опорных знаний.
- По теме урока можно заключить, что сегодня мы с вами будем закреплять динамические оттенки.
- Дети, музыка может звучать громко, не очень громко, тихо. Как мы называем разные оттенки силы звучности в музыке?
- Динамические.
- Посмотрите на упражнение, которая написана на доске. Прочитайте слова, скажите, как бы вы украсили ее динамическими оттенками. Но сначала напомним, что означают эти знаки:
f - форте-громко,
mf - меццо форте-не очень громко,
г - пиано, тихо,
mр - меццо пиано, не очень тихо.
- А теперь выполним эту поспівку со всеми динамическими оттенками.
III. Работа над песней „Волшебный смычок”.
Слежу за легким, без напряжения пением, сдержанно, без крика. А дальше составляю с детьми динамический план песни и исполняю.
IV. Слушание музыки.
- Сегодня мы послушаем еще одну украинскую народную сказку „Калинова свирель”, но сначала вспомним, что вы знаете про этот инструмент? (показываю свирель). (Рассказы детей).
2. Рассказ учителя:
Дети, сегодня наш урок посвящен народной музыке, и в частности, свирели. Когда-то в древности люди жили племенами, занимались земледелием, ходили на охоту. Не раз подстерегала их опасность. И чтобы предупредить о беде, надо подать звуковой сигнал. Это мог быть стук, свист, плеск. Вот и люди начали изготавливать свисткові и ударные инструменты. Так родилась свирель, дудка, флояра, рожки, трембиты. Однако самая любимая в нашем крае - волшебная свирель. Пастух пасет овец в долине и играет на свирели. Чумак возвращается из Крыма домой широкой степью, и далеко слышно чумакову свирель. Влюбленный парень вызывает девушку из дома голосом свирели. Без свирели не обходились никакие музыки. Мелодия ее очаровательна, а еще она имеет живую душу. Ее душа - песня, прекрасная, нежная и чистая.
Свирель упоминается в древнейших украинских летописях. Еще киевский князь Владимир любил послушать свирель. Древние свирели были не такие звонкие как теперь. Они были деревянные (из калины, ивы, груши, ели), имели свисток и пять отверстий, звук был мягкий, бархатный - словно пело само дерево. (Предлагаю детям послушать сказку "Калинова свирель").
3. Теперь, дети, послушайте “Пастушьи наигрыши.” (Ставлю перед детьми проблемное задание: определить характер, темп, вид инструмента, динамику). После прослушивания произведения провожу беседу в форме диалога:
Понравилась ли вам эта мелодия?
Какие чувства выражает эта музыка?
Может ли музыка отобразить настроение человека?
Знаете ли вы, как живут пастухи?
Они живут далеко в горах, пасут там овец и скучают по дому. Этот сум мы почувствовали в нашей мелодии. А исполнял эту мелодию инструмент флояра.
Флояра (флуерка, фрілка) - это разновидность свирели, который также имеет шесть отверстий, но он длиннее свирель (до 1 м). Флояра не имеет свистка, на ней труднее заиграть. Этот инструмент наиболее распространенный в Карпатах, на Буковине, в Молдове.
(Можно еще предложить послушать произведение “Одинокий пастух” в исполнении флояры в современной обработке).
V. Итог урока.