Урок 12
Тема. Кодирования информации. Программа «Цыплята»
Цель.
1. Ознакомить с различными способами кодирования информации.
2. Формировать умение разгадывать информацию, представленную в шарадах, ребусах.
3. Воспитывать информационную культуру младших школьников.
Ход урока
І.Організаційний момент и повторение правил техники безопасности.
1. Повторение правил обращения с компьютером.
Игра «Да или нет».
- Можно ли включать компьютер без разрешения учителя?
- Можно ли прикасаться к тыльной стороне клавиатуры?
- Разрешается ли пальцем касаться монитора?
II. Повторение домашнего задания.
1. Беседа.
- Вспомните, в котором часу вы легли вчера спать и во сколько сегодня встали.
- Сколько часов вы проспали?
- А сколько часов проспала Анечка? (13)
- Сколько часов должен спать ребенок вашего возраста? (9)
- Сумма каких чисел равна 50? (17+ 3 +30)
2. Разминка.
Упорядочи данные числа, создай из них свой логический «цепочка».
12, 9, 3, 6, 15, _____, 17, 2, 7, 12, 22_______________
3. Реши задачу.
На дворе бегают куры и поросята. Всех вместе 8 голов и 22 ноги. Сколько кур и поросят бегают во дворе? (5 кур и 3 поросят)
III. Актуализация знаний.
1. Игра «Шифровальщики».
Прочитай пословицы.
акЯ паще, ката, и няяблу
ный Кож райк ема ійсв чай зови
С мки шсяведепо, гото и шсяберена
ИV. Изучение нового материала.
1. Объяснение нового материала.
Вам известно, что для обозначения количества, мы пользуемся цифрами, для обозначения звуков на письме - буквами. Можно сказать, что цифры и буквы - это коды. Одна и та же информация может быть закодирована по-разному.
2. Работа с учебником.
- Узнайте из текста, как можно закодировать информацию.
Ответы учащихся:
- тексты с помощью букв и разделительных знаков;
- одна и та же информация может быть закодирована по-разному: украинском, английском, русском языках;
- китайские и японские иероглифы являются символами, которыми кодируется буква или слово;
- в виде головоломки, шарады.
Вопросы учителя:
- Как вы прочитали ребусы? (Сумма, точка)
- Какое слово закодировано в шараді? (Задача)
3. Физкультминутка.
Вот медведица идет,
Медвежат купать ведет.
«Раз, два» - нахилились,
Из ручейка хорошо вмились.
«Три, четыре» - походили,
Лапки в воде помыли.
Покачали головой
Еще и притупнули ногой.
На «пять» - все дружно встали
И обратно отправились.
V. Работа с компьютером.
Работа с программой «Цыплята».
Цель этой программы - улучшение навыков устного счета учащихся, а также развитие внимания, координации движений, пространственного мышления, логики. В игровой форме ученику предлагается 12 арифметических примеров в 2 действия. С помощью клавиши управления курсором (клавиши со стрелками) он руководит наседкой. Вокруг наседки расположено яйца, на каждом из них написано число. Когда наседка натыкается на яйцо, она раскалывает его, и из него вылупляется цыпленок. Задача ученика - найти яйцо, которое содержит ответ на предложенный пример. Если пример решен правильно, цыпленок, который вылупился, присоединится к наседки и будет двигаться по ней. Если же ученик разбил яйцо с неправильным ответом, то цыпленок будет хаотично двигаться по поляне.
Релаксация.
Представить перед собой колесо велосипеда, которое вращается, и, заметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, а потом в другой. Повторить дважды.
VИ. Обобщение изученного материала.
- Что такое информация?
- Как можно закодировать информацию?
1. Разгадывание шарад, ребусов.
(обучение)
(граб)
(нерв)
(скамейка)
(халупа)
(марево)
(арбуз)
VII. Домашнее задание.
Учебник с. 26. Выполнить задание «Для умников и умниц» с.27
VIII. Итог урока.
- Что понравилось делать на уроке?
- Где мы можем использовать эти знания?