Урок 13
Тема. Кодирования информации. Клавиатурный тренажер
Цель.
1. Ознакомить учащихся с различными способами кодирования информации.
2. Формировать умение работы на клавиатуре компьютера.
3. Развивать у учащихся воображение, память, внимание, логическое мышление.
4. Воспитывать опрятность, ответственность.
Оборудование. Компьютер, учебник, тетради, программа «Клавиатурный тренажер»
Ход урока
И. Организационный момент.
Техника безопасности. Повторение правил обращения с компьютером.
Игра «Да или нет»
- На уроке нужно слушать учителя и выполнять его указания?
- Нельзя дотрагиваться до проводов питания и устройств заземления?
- Можно включать и отключать аппаратуру без разрешения учителя?
- Класть диски, книги, тетради на монитор и клавиатуру можно?
II. Проверка домашнего задания.
1. Беседа.
- Как вы отгадали ребус? Объясните.
- Какую информацию получила Анечка в послании? (Анечка, я тебя поздравляю.)
- Объясните, как вы розкодували это послание.
2. Ребусы (см. приложения)
III. Актуализация знаний.
- Мы с вами уже знаем, что информацию можно передавать по-разному.
Вспомните, как именно. (Ответы учащихся).
- Сегодня мы узнаем, как это еще можно делать.
IV. Изучение нового материала.
1. Объяснение нового материала.
- В сказках встречаются руны - буквы древнего алфавита, что изображались ломаными линиями.
Само слово руна означает «тайна». Человек, который умел различать руны и читать их, пользовалась большим уважением.
Считалось, что руны могут передавать информацию о прошлом и будущем человека. С помощью рун записывалась секретная информация, рецепты древних врачей, различные пророчества.
2. - А вот, как кодировались цифры в Древнем Риме? В то время люди не знали букв и не умели писать, они преподавали числа палочками.
3. Работа с учебником.
- Раскройте учебник на странице 28 и прочитайте, как еще люди кодируют информацию.
- Какие коды используют?
- Что такое бит? (Каждая из цифр 0 или 1)
- Что такое байт? (8 цифр 0 или 1 записаны вместе, 10001101, образуют байт).
- Что такое кодирование? (Преобразование информации для передачи или сохранения.
4. Физкультминутка.
Мы сейчас попробуем передать информацию с помощью флажка.
Рука с флажком, поднята вверх, подтянуться на носках;
Рука с флажком, вытянута в сторону, руки в стороны;
Рука с флажком, выставленная вперед - шаги на месте;
Взмахи флажком вниз - приседание;
Рука с флажком, опущенная вниз - на место садись.
V. Работа с программой «Клавиатурный тренажер».
1. Порядок расположения букв украинского алфавита на клавиатуре не совпадает с алфавитом. Это сделано из соображений удобства.
Те буквы, которые чаще используются, расположены ближе к центру. И наоборот, буквы, которые используются нечасто, расположенные ближе к краю. Чтобы быстро вводить информацию с клавиатуры, желательно использовать 10 пальцев. Каждый из пальцев отвечает за определенные клавиши.
Запомнить это соответствие нам помогут упражнения на клавиатурном тренажере.
2. Игра «Кот-рыболов».
3. Упражнения для глаз.
Посмотри вправо, не поворачивая головы и зафиксируйте взгляд на несколько секунд. Затем - влево на несколько секунд и посмотри прямо.
Направь взгляд вверх на несколько секунд, затем вниз, расслабив мышцы глаз, напоследок - прямо перед собой.
Повтори упражнение 4-5 раз.
VИ. Обобщение изученного материала.
- Что такое кодирование информации?
- С помощью чего можно закодировать информацию?
- Как размещены буквы украинского алфавита на клавиатуре?
VII. Домашнее задание.
Выполнить задание «Для умников и умниц» на странице 29.
VIII. Итог урока.
- Интересно ли было работать на уроке?
- Что больше всего понравилось делать?
- Что показалось самым трудным?
- О чем хотели бы узнать больше?
- Где мы можем использовать полученные знания?
Приложения