Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

ТЕМА II «БЕРЕЧЬ МИР - ВОКРУГ И В СЕБЕ»

 

УРОК 11 Как связаны окружающей среды и здоровья человека.

 

Тема. Как связаны окружающей среды и здоровья человека.

Цель: выяснить, как связаны здоровье и окружающую среду; поговорить о том, что значит быть здоровым и что нужно делать для этого; какие привычки являются вредными; научить детей объяснять взаимосвязь физического и духовного здоровья людей, формировать здоровый образ жизни, воспитывать экологию души; познакомить учащихся с музыкотерапией.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

Эпиграф: «Не проси у Бог хлеба, а проси здоровья» (украинская пословица).

Высказывания: «Здоровье дороже богатства» (Дж. Рей).

«Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает только одно» (К. Л. Берне).

«Умеренность есть как бы матерью хорошего здоровья» (Г. Валерий).

«Здоровье - всему голова» (М. Шолохов). «Самый крепкий организм надламывается или по крайней мере изнашивается и утомляется, когда он чересчур роскошно пользуется дарами природы» (Д. Писарев).

Ключевые понятия: здоровье; здоровый образ жизни, вредные привычки.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Как связаны здоровье и окружающую среду.

2. Что значит быть здоровым человеком.

3. Какие привычки являются вредными.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети. На предыдущем уроке мы говорили о том, что надо бережно относиться к природе. Послушайте рассказ.

В. Сухомлинский

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида, маленькие первоклашки, пошли в лес. После утомительного пути они сели на траве отдохнуть и пообедать.

Вытащили из сумки хлеб, масло, яичка. Когда девушки уже закончили обедать, недалеко от них сел на дерево соловей и запел.

Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала объедки и куски газеты, бросила под куст.

Лида собрала объедки в газету, завернула и положила в сумку.

- Зачем ты забрала мусор? - спросила Оля. - Это же в лесу. Никто не видит.

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

Вопросы по тексту:

• Охарактеризуйте поведение Оли и Лиды.

• Чему учит этот рассказ?

2. Актуализация опорных знаний.

• Что такое природа? живая и неживая природа? окружающий мир? экология? охрана природы?

• Что вы вынесли для себя из предыдущего урока?

На доске перед вами плакаты на тему «Береги природу!». Прошу одного ученика от каждой группы объяснить, что изображено на плакате, к чему он призывает. (Объяснения детей.)

Проверка письменного домашнего задания по теме

«Каковы моральные правила отношений между человеком и природой».

1-2. И согласен ли ты с утверждениями?

Человек - часть природы. (Вариант А. Так.)

Человек должен относиться к природе как потребитель, используя ее богатства для удовлетворения своих потребностей. (Вариант Б. Нет.)

3. Дополни утверждения.

Окружающей средой называют...(мир вокруг нас; окружение, в котором живет человек).

4. Наведи примеры загрязнения окружающей среды.

Примером загрязнения окружающей среды я считаю. (промышленные отходы заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, свалки различных бытовых отходов, сжигание листьев.)

5-6. Допиши предложение.

Когда бы мне выпала возможность решить одну экологическую проблему человечества, я сделал бы следующее: (заменил бы все АЭС экологически чистыми и безопасными для природы и человека источниками получения электроэнергии).

7-8. Какие из рисунков соответствуют основам природоохранного жизни? (Варианты А, Г.)

9-10. Сформулируй три важнейших, по твоему мнению, правила нравственного отношения человека к природе.

(1. Не загрязнять природу.

2. Не использовать ее в корыстных целях.

3. Ухаживать за ней.)

11-12. Прокомментируй ситуацию с представленными вопросами.

Можно ли считать захват Кротеняти проявлением любви к природе? Почему? (Нет. Он уничтожал природу, лишая жизни живых существ.)

Вредит ли его увлечение природе? (Его увлечение вредит природе. Он ловил и засушував бабочек, думая только о себе, то есть использовал природу в корыстных целях.)

Что, по-твоему, значит любить природу? (Не уничтожать ее, не вредить ей, а помогать.)

3. Мотивация учебной деятельности.

• Как вы понимаете украинская пословица «Не проси у Бог хлеба, а проси здоровья»?

• Почему здоровье человека важнее ее материальное благосостояние?

• Объясните высказывания, записанные на доске. (Объяснения детей.)

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Вы уже поняли, наша сегодняшняя беседа посвящена здоровью. Тема звучит так: «Как связаны окружающей среды и здоровья человека».

Мы поговорим о том, как связаны здоровье и окружающую среду; что значит быть здоровым и что нужно делать для этого; какие привычки являются вредными. Объясним взаимосвязь физического и духовного здоровья человека, поговорим о том, как формировать здоровый образ жизни, воспитывать экологию души. Познакомимся с музыкотерапией.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Как связаны окружающей среды и здоровья человека.

Звучит песня «Закаляйся, если хочешь быть здоров» (из к/ф «Вратарь»).

Учитель. Посмотрите на скульптуру Мирона «Дискобол» (стр. 63 учебника). Древние греки говорили: «В здоровом теле - здоровый дух». Очень много внимания они уделяли физическому развитию ребят - будущих воинов. Считалось, что человек должен быть здоровой и красивой. В Спарте отец не имел права решать судьбу своего ребенка. После рождения сына он приносил ребенка на заседание, где его внимательно обследовали и позволяли отцу растить ребенка только тогда, когда мальчик был здоровым, в противном случае - приказывали бросить его в пропасть, считая, что для государства будет лучше, когда среди граждан не будет слабых и больных. Спартанцев воспитывали в жестких условиях.

А в Афинах впервые возникла идея гармоничного развития человека. Так, мальчики 7-14 лет учились в частных школах граматистів и кіфаристів, где учились писать, считать, читать, получали литературное и эстетическое образование. С 14 лет подростки в школе-палестрі учились пятиборью (бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, плавание). Ребята 18 - 20 лет готовились к военной службе в группах эфебов, где совершенствовалось их военно-физическое воспитание. Они изучали оружие, морское дело, фортификацию, военные уставы, законы государства.

Знаете ли вы, что именно греки начали проводить Олимпийские игры, которые показывали уровень физической подготовки ребят? По древнегреческой легенде, Олимпийские игры основал Геракл. В них входило пятиборье - пентатлон, - состоявшее из бега, прыжков в длину, метаний копья и диска, борьбы. Победителя увенчивали лавровым венком, и лучшие скульпторы воздвигали ему статую.

Работа в парах.

Учитель. Ученые установили, что гармоничное физическое воспитание дает правильное сочетание четырех двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости.

Быстрота - это способность выполнять движения в возможно более короткое время, сохраняя высокий темп.

Ловкость - это умение управлять своими движениями, быстро приспосабливаясь к внезапно изменившимся условиям во времени и пространстве.

Сила - это высокое мышечное напряжение.

Выносливость - это способность долго выполнять какую-либо работу, не снижая темпа.

Распределите виды спорта на группы по развитию названных качеств. Решите для себя, каким видом спорта займетесь именно вы. Помните, что человек, умеренно и последовательно занимающийся физическими упражнениями, не только становится здоровее, но и меньше устает и быстрее восстанавливает свои силы.

Учитель. Греки считали, что чем здоровее тело, тем дольше человек сохраняет умственные способности, возможность создавать что-то новое, творить. Великий греческий математик и изобретатель Архимед придумал зажигательные зеркала в 75-летнем возрасте; философ Теофраст в 100 лет имел ясный ум; драматург Софокл прожил 90 лет. Свою пьесу «Эдип в Колоне» он написал в 89 лет. Российский писатель-сатирик Михаил Зощенко составил список великих людей, здоровье и долголетие которых были организованы собственными руками. Вот некоторые из этих имен: Галилео Галилей прожил 79 лет, Е. Кант, Платон - 81 год, Л. Толстой, И. Гете - 82 года, Т. Эдисон - 84 года, а знаменитый врач Гиппократ, отец медицины, дожил до 99 лет.

Известный немецкий физиолог XVII века Галлер считал, что человек может жить до 200 лет. И. Мечников утверждал, что человек должен жить более 150 лет. Что же мешает человеку увеличить продолжительность своей жизни? (Дети высказывают свои соображения.)

На стене форума в Элладе было написано:

«Если хочешь быть сильным - бегай!

Если хочешь быть умным - бегай!

Если хочешь быть красивым - бегай!»

Как понять эти слова? (Ответы детей.)

Работа с учебником.

Прочитайте на странице 64 (задача 2) текст «Как связаны образ жизни и здоровье человека». Какие выводы из текста мы можем сделать? (В окружении благ цивилизации человек меньше двигается, сердечные мышцы, не получая необходимой нагрузки, становятся слабыми. Люди, которые мало двигаются, быстро устают, много болеют, теряют радость, здоровье, энергию.

Чем больше развит человек духовно и умственно, тем внимательнее она относится к своему здоровью, понимая, что здоровье - это богатство, его надо беречь.)

Здоровье - чувство полного физического, психического и общественного благополучия.

2. Что значит быть здоровым человеком.

Учитель. Показателями здоровья являются: высокая работоспособность, творческая активность, радостное мироощущение, гармоничное развитие физических и душевных сил, моральных качеств человека, его интересов и потребностей. Что же нужно делать, чтобы быть здоровым?

Работа в группах.

Дети обдумывают вопрос и составляют правила здорового образа жизни.

Чтобы быть здоровым, нужно:

• Придерживаться распорядка дня.

• Заниматься спортом, физическим трудом.

• Не переедать.

• Соблюдать правила личной гигиены.

• Следить за чистотой квартиры, своего рабочего места, одежды, обуви.

• Не ложиться спать поздно. (Не засиживаться у компьютера или телевизора).

• Соблюдать распорядок дня, быть организованным, не тратить время.

• Закаляться.

• Ежедневно бывать на свежем воздухе.

• Не иметь вредных привычек.

Здоровый образ жизни - постоянное соблюдение человеком определенной совокупности действий, направленных на укрепление своего организма, повышения качества жизни.

Учитель. Известный хирург М. Амосов считал, что для того, чтобы сохранить здоровье, необходимы пять условий. Найдите их в задании 7 на странице 66. (Физические нагрузки, здоровая пища, закаливание, время и умение отдыхать, счастливую жизнь).

В последнее время ученые говорят о способности классической музыки влиять на здоровье человека. Известны случаи, когда человеку, что была в коме, все время включали лучшие образцы классической музыки - и она из комы выходила.

Науку, которая изучает воздействие музыки на организм человека, называют музыкотерапией. (Учитель знакомит детей с интересной информацией о полезном влиянии музыки на живой организм.)

А знаете ли вы, что...

• Музыка может иногда заменить лекарства. В Японии и Китае даже выпускают диски с названиями «Бессонница», «Сердце», «Легкие». От каждой болезни - свой «музыкальный рецепт».

• Лучшим звуковым «врачом» признана музыка В. А. Моцарта. Она настраивает организм на здоровую волну, снимает усталость, успокаивает.

• Некоторые цветы, например мимоза и петуния, быстрее растут и раньше расцветают от мажорных мелодий.

• Коровы, которые «слушают классическую музыку, дают больше молока.

3. Какие привычки являются вредными.

Учитель. «Привычка - вторая натура». Это известное выражение имеет глубокий смысл. Какие привычки помогают нам быть здоровыми? (Чистить зубы дважды в день, делать физзарядку, бегать, заниматься спортом, улыбаться, слушать классическую музыку). А какие привычки могут нанести вред нашему здоровью? (Алкоголизм, курение, наркомания, игромания.)

Вредные привычки - те, которые наносят вред нашему здоровью.

Прочитаем по учебнику задание 8 на страницах 66-67. Почему курение - враг? (Дети отвечают.)

Прочитайте отрывок из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» на странице 69. Какие ощущения вызвала у Тома и Джо первая попытка курения? Почему алкоголь - враг? (Дети отвечают.) Почему наркомания - враг? Прочитайте на странице 67-68 учебника о наркомании.

Ученики выписывают в тетрадь главное правило профилактики наркомании: «Не пробовать ни разу любой из наркотиков и даже не прикасаться к ним!»

Как предотвратить вредным привычкам?

• Найти себе занятие по душе.

• Не грустить.

• Не быть злым.

• Не быть жадным.

• Иметь силу воли, ценить свое здоровье и жизнь.

• Помнить восточную мудрость: «По-настоящему могуч тот, кто побеждает самого себя».

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Выводы.

• Если человеческая жизнь - главная ценность, то что ее поддерживает?

• За чем нужно следить для того, чтобы быть здоровым?

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать параграф (с. 63-69). Изучить определение ключевых понятий урока.

Прочитать на странице 68 советы психолога, как сказать «нет» тем, кто предлагает вам табак, алкоголь, наркотики.

Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Как связаны здоровье и нравственность человека».

Задание по желанию учителя: подготовить по группам небольшие выступления на темы (страница 68):

1) К чему приводит употребление алкоголя?

2) Почему наркотики называют «белой смертью»?

3) Какие основные пути к здоровью?