Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 11. ПОЛЕЗНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БЛАГА И СПОСОБЫ ЕЕ ОЦЕНКИ

 

Цель урока: рассмотреть, что такое полезность товаров и услуг; выяснить, каким может быть поведение потребителя на рынке; исследовать, как определяются потребительские оценки полезности; выяснить суть закона убывающей предельной полезности; способствовать формированию логичности и последовательности изложения своей мысли; развивать любознательность и самостоятельность; воспитывать бережливость в использовании средств.

Основные понятия: полезность блага, общая полезность, убывающая предельная полезность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Учитель слушает исследования учащихся относительно семейного бюджета. Ученики делают выводы, что умение правильно вести домогоспо - хозяйство является ценной чертой характера человека.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

- Согласны ли вы со следующими высказываниями?

«Человек в большинстве случаев ведет себя рационально, то есть старается сделать наилучшим свое благосостояние».

«Человек руководствуется своей собственной оценке срочности той или иной потребности».

«Оценка потребительского блага зависит от запаса или количества потребления».

«Потребитель склонен постоянно менять структуру потребления».

 

IV. Изучение нового материала

Учитель проводит эксперимент: предлагает двум ученикам оценить по десятибалльной системе полезность каждой последующей выпитой стакана воды (или съеденного печенья, яблока, бананов и т.п.).

Результаты записывают на доске и строят графики, откладывая на оси ОХ количество потребляемого товара, а на оси ОУ - полезность в баллах.

- Давайте проанализируем ситуацию. (Проводится анализ.)

Как видим, у потребителей может быть разная начальная полезность первого блага, а также полезность от потребления каждой последующей.

Наблюдается определенная закономерность: предельная полезность каждого последующего блага падает.

Итак, вывели первый закон Госсена: чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.

Таким образом, цена блага определяется не общей, а его практической полезностью для потребителя.

Предельная полезность (MU) - это дополнительная полезность, полученная от потребления дополнительной единицы блага или прирост совокупной полезности. U - уровень полезности.

Закон убывающей предельной полезности касается абсолютного большинства благ.

Но он имеет исключения: некоторые блага (антиквариат, коллекционирование), а также антиблага (алкоголь, наркотики) с увеличением потребления имеют возрастающую предельную полезность.

Единицей полезности является ютилі (U).

Общая полезность (TU) - это общая сумма удовлетворения от потребления благ.

Закон возрастающей общей полезности заключается в том, что с наращиванием потребления любого блага общая сумма полезности возрастает до определенной степени.

Точка насыщения - это точка, в которой потребитель перестает рассматривать дополнительное потребительское благо как такое, что приносит ему пользу.

 

Практическая работа

1. Определите, как Оксанка оценивает удовольствие от потребления каждого следующего пирожные в баллах.

Заполните таблицу, в которой отражен общую (суммарную и предельную) полезность ее потребления.

Рассчитывая общую полезность, воспользуйтесь формулой:

где TU - общая полезность,

Qa - количество потребленного блага,

UA - полезность от потребления единицы блага.

Рассчитывая предельную полезность, используем следующую формулу:

где TU - общая полезность (в баллах),

MU - предельная полезность (в баллах),

Q - количество пирожных,

n - порядковый номер потребления пирожных.

 

Количество пирожных

Общая полезность

Предельная полезность

Пример расчета по формуле

1

20

20

2

38

18

3

54

16

4

68

14

5

80

12

6

90

10

7

98

8

8

104

6

 

2. Постройте кривую общей полезности и дайте ответы на вопросы.

- Как изменяется общая полезность от потребления каждой последующей пирожные? (Растет)

Связь - прямая или обратная - существует между оценкой общей полезности и количеством потребленных пирожных? (Прямой)

 

 

3. Постройте график предельной полезности пирожных и дайте ответы на вопросы:

- Какая зависимость - прямая или обратная - существует между количеством пирожных и оценке удовольствие от потребления каждого следующего пирожные, проиллюстрирована графиком? (Обратная)

- Какова предельная полезность от потребления: а) трех пирожных; б) восьми пирожных?

Сформулируйте закон убывающей предельной полезности. (Предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается.)

 

 

- При каких условиях кривая предельной полезности (MU) может приобретать такого вида? Объясните на примерах а) и б).

а) Возрастающая предельная полезность

 

 

Такая кривая характерна для коллекционера, для которого каждая следующая единица его коллекции становится желаннее, чем предыдущая.

б) Полезность лекарств

 

 

Потребление некоторых благ требует меры. Скажем, лекарства приносят пользу, но чрезмерное их потребление вредит человеку. Чрезмерное пребывание на солнце вместо пользы может привести к ожогам и заболевания кожи.

Полезность - понятие исключительно индивидуальное. То, что для одного потребителя может иметь высокую полезность, другими может восприниматься как антиблаго. Кто-то превыше всего ценит чашку крепкого кофе, а кто-то при любых условиях ее не пить.

Потребитель склонен максимизировать полезность от потребления благ. Каждый потребитель стремится максимизировать свое благосостояние, максимизировать при этом общую полезность.

Полезность, получаемая от последней денежной единицы, одинаков, независимо от того, на какое именно благо она затрачена (второй закон Госсена).

где MUА - предельная полезность блага А,

MUB - предельная полезность блага В,

MUN - предельная полезность блага N,

РА - цена товара А,

Рв - цена товара В,

PN - цена единицы блага N.

 

 

V. Итог урока

Ученики делают выводы и записывают в тетради.

• В основе потребительского выбора лежит максимизация полезности благ, их полезного эффекта для потребителя.

• Полезность - это степень удовлетворения потребностей потребителя в процессе потребления определенных товаров и услуг.

• Общая полезность - это совокупная величина удовлетворения потребности, которую потребитель получает от потребления определенного количества единиц блага.

• Предельная полезность - дополнительная полезность, полученная от потребления каждой дополнительной единицы блага.

• Сущность закона убывающей предельной полезности заключается в том, что с увеличением потребления предельная полезность каждой следующей единицы блага меньше полезности предыдущей единицы блага.

 

Решаем тесты

1. Какое из приведенных утверждений лучше всего раскрывает понятие «уменьшение предельной полезности»?

А По мере того как вы потребляете больше товара, общее удовольствие от этого имеет тенденцию к росту;

Бы по мере того как вы потребляете больше товара, общее удовольствие от этого имеет тенденцию к снижению;

В по мере того как вы потребляете больше товара, дополнительное удовольствие от каждой новой единицы товара имеет тенденцию к снижению;

Г по мере того как вы потребляете больше товара, среднее удовольствие от этого имеет тенденцию к снижению.

2. Общая полезность растет, когда предельная полезность:

А уменьшается;

Бы увеличивается;

В увеличивается или уменьшается, но является положительной величиной;

Г увеличивается медленно.

3. Каков порядок значений предельной полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

А 200, 150, 150, 150;

Бы 200, 230, 250, 280;

В 200, 300, 400, 500;

Г 200, 150, 90, 40.

4. Цена товара X равна 1,5 грн, а товара Y - 1 грн. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютилив и стремится достичь наибольшего удовольствия от покупки товаров X и Y, он должен принять предельную полезность товара X за:

А 45;

Бы 30;

В 20;

Г 15.

 

VI. Домашнее задание

Проработать материал учебника.

Решить задачи из сборников.