УРОК № 12. ПРИЗНАКИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ
Цель урока: рассмотреть признаки рационального и нерационального поведения потребителя; продолжать развивать умение рассчитывать общую и предельную полезность; развивать любознательность и самостоятельность; воспитывать бережливость.
Основные понятия: рациональное поведение потребителя.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Приведите примеры, когда один и тот же товар в различных ситуациях может иметь большую полезность и может быть вообще ненужным? (Лекарства)
2. Если одна семья утром пьет чай, а другая отдает предпочтение сокам, кто совершает рациональнее? (Обе семьи поступают рационально, ведь рациональность предполагает выбор того, что приносит личную выгоду каждому. Каждая семья, наверное, исходя из своих вкусов и ограниченных доходов, сделала рациональный выбор, при котором их выгоды превышают затраты.)
III. Изучение нового материала
На нашем уроке мы поговорим о рациональное поведение потребителя.
Принцип первый. Люди выбирают. Выбор всегда связан с затратами. Это означает, что каждый человек, делая выбор, всегда уступает чем-нибудь. Выбор на самом деле включает два действия. Когда доступны более чем одна альтернатива, выбираем одно и то же время отказываемся от другого. Старое высказывание «у меня нет выбора» просто не применим к экономическому анализу: альтернативы существуют всегда, поскольку незаменимых вещей нет! Однако иногда затраты, связанные с отказом от одной из альтернатив, настолько большие или настолько незначительны, что нам кажется, будто имеет место лишь одна альтернатива. Примером может служить выбор себе чего-нибудь на десерт, когда есть только две альтернативы: червивые яблоки и шоколадный торт. Расходы, связанные с отказом от червивых яблок, настолько незначительные, что представляется, будто есть лишь одна альтернатива - шоколадный торт.
В рыночной экономике выбор играет очень важную роль. Потребителям нужно выбирать, какие товары и услуги купить, имея в виду, что после принятия решения им придется отказаться от других товаров. Производитель должен определить, какие товары производить, причем производить эффективно. Если производитель будет принимать неправильные решения, он не сможет остаться в бизнесе.
Следует помнить, что использование ресурсов - это потеря. Используя ресурсы в одних целях, теряем возможность использовать их в других целях. Таким образом, в экономике необходимо всегда анализировать альтернативные издержки - затраты на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов в других целях. Альтернативные затраты в денежном выражении - это сумма альтернативных денежных расходов и неполученных денежных доходов.
Альтернативные издержки могут выступать как разница между доходом, который можно было бы получить при наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования ресурсов, и реально полученной прибылью.
Понятие, что стало одним из основных в экономике (opportunity cost), ввел Фридрих фон Визер (1851-1926 гг.). В переводе в литературе встречаются такие варианты: издержки альтернативных возможностей, издержки упущенных возможностей, альтернативная стоимость, альтернативные издержки. В основе выбора лежит закон Візера: действительная ценность какой-либо вещи - это недополученная полезность других вещей, которые могли быть произведены (приобретены) с помощью ресурсов, потраченных на производство (приобретение) определенной вещи.
Принцип второй. Люди ведут себя рационально. В любой час дня людям приходится выбирать. Что одеть? Учиться или пойти гулять? Найти работу или продолжать учиться? Независимо от возраста, благосостояния и места проживания, все люди должны делать выбор, и от выбора зависит как их собственная жизнь, так и жизни связанных с ними людей. Экономисты считают, что вся хозяйственная деятельность населения, частных компаний и государства имеет в своей основе частные решения отдельных людей. Когда нам понятно, как и почему происходит выбор, тогда мы близки к пониманию и предсказания экономических явлений.
Конечно, не каждый сделает тот же выбор, что и другой, ведь у людей разные ценности. Другими словами, у каждого свой выбор, но выбирать приходится всем. Объединяет всех людей рациональное поведение, связанное с выбором альтернатив. Такое поведение называют экономической: люди выбирают вариант, который им представляется наилучшим, поскольку он несет в себе наименьшие издержки и наибольшие выгоды по сравнению с другими вариантами.
Таким образом, рациональное поведение проявляется в том, что люди принимают решение, чтобы получить наибольшее удовольствие или наиболее полно достичь собственных целей. Следовательно, потребители стараются тратить свои доходы рационально, чтобы получить наибольшую выгоду или удовольствие от товаров и услуг в пределах своих доходов.
Рациональное поведение означает, что люди будут осуществлять различный выбор, потому что их условия (ограничения) и имеющаяся информация отличаются. Вы, возможно, решили, что получите высшее образование, прежде чем искать место работы, а другой выпускник решил пойти работать сразу после окончания средней школы. Почему такой разный выбор? Ваши способности, очевидно, лучше, а доход ваших родителей больше, чем у вашего одноклассника. Вы, возможно, лучше информированы и глубже осознаете, что работники с высшим специальным образованием получают значительно более высокие доходы, а их рабочие места более стабильны, чем у работников с общим средним образованием. Итак, вы выбираете колледж, тогда как ваш одноклассник с меньшими способностями и финансовыми возможностями и хуже информированностью выбирает работу. Оба варианта выбора - рациональные, но основаны на различных возможностях и информации.
Безусловно, рациональные решения могут меняться, если меняются обстоятельства. Допустим, правительство решает, что подготовка работников с высшим специальным образованием является национальным приоритетом. В результате государство обеспечивает большую финансовую поддержку студентам. В этих новых условиях ваш одноклассник, возможно, после окончания средней школы выберет не работу, а обучение.
IV. Итог урока
Ученики делают выводы о рациональное поведение потребителя.
Рациональное поведение означает, что люди будут осуществлять различный выбор, потому что их возможности (ограничения) и имеющаяся информация отличаются.
Рациональное поведение проявляется в том, что люди принимают решение, чтобы получить наибольшее удовольствие или как можно полнее достичь собственных целей.
Настоящая ценность какой-либо вещи - это недополученная полезность других вещей, которые могли быть произведены (приобретены) с помощью ресурсов, потраченных на производство (приобретение) определенной вещи.
V. Домашнее задание
Подумайте над парадоксом Адама Смита: «Почему вода, которая так необходима, что без нее невозможна жизнь, имеет такую низкую цену, в то время как алмазы, которые совсем не нужны, имеют такую высокую цену?»