Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 10. БЮДЖЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

Цель урока: определить факторы, которые влияют на структуру потребления семейных хозяйств; научить определять бюджет потребителя; воспитывать экономическое мышление и развивать любознательность и самостоятельность.

Основные понятия: бюджет.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Какие факторы влияют на потребности потребителей?

2. Какие черты характера человека проявляются в ее экономической деятельности? (Бережливость, заботливость, скупость, расточительность, бережливость)

3. По каким главным финансовым планом живет каждая страна? (Бюджет страны)

4. Или составляет ваша семья смету расходов и поступлений на неделю, месяц, год?

5. Как вы считаете, нужно ли составлять бюджет в семье?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Слово учителя

Так или иначе, но все мы вынуждены ходить по магазинам и делать покупки, чтобы удовлетворить потребности. Понятно, что вкусы и предпочтения у каждого разные, но при всем этом нас кое-что объединяет.

 

 

IV. Изучение нового материала

Рассказ учителя

Если исходить только из собственного опыта, то каждый скажет, что человек в своем выборе товаров и услуг руководствуется своими доходами, сопоставляя их с ценами и собственными силами. Чтобы дать ответ на вопрос «что купить?», надо выяснить полезность товара для потребителя, отвечая на вопрос «сколько стоит?», исследовать цену, а чтобы выяснить, хватит ли денег, - определить доход потребителя.

Учитель предлагает учащимся выполнить практическую работу «Определение структуры потребностей в зависимости от уровня доходов».

Согласны ли вы с тем, что количество товаров и услуг, которые мы можем приобрести, определяется исключительно нашим доходом?

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

Заполните таблицу, распределив по своему усмотрению заработную плату молодых специалистов, которые получили соответствующую квалификацию, за месяц (по данным Центра занятости населения).

 

Статьи расходов

Системный администратор

Менеджер по работе с персоналом

Оператор компьютерного набора

 

%

 

%

 

%

Питание

 

 

 

 

 

 

Услуги транспорта и связи

 

 

 

 

 

 

Услуги образования и медицины

 

 

 

 

 

 

Приобретение одежды

 

 

 

 

 

 

Оплата жилищно-коммунальных услуг

 

 

 

 

 

 

Покупка товаров повседневного спроса

 

 

 

 

 

 

Развлечения, путешествия, подарки семье и друзьям

 

 

 

 

 

 

Сбережения

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

Используя данные таблицы, постройте круговые диаграммы, отражающие структуру ежемесячных денежных затрат специалистов.

 

 

Сравните затраты этих лиц на питание, развлечения, одежду.

Слово учителя

Закон Энгеля устанавливает зависимость между ростом доходов населения и удельным весом расходов на различные нужды: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на покупку одежды и оплату жилья меняется мало, а удельный вес расходов на удовлетворение культурно-образовательных потребностей и иных нематериальных нужд заметно возрастает.

1. Назовите другие, кроме образованности, факторы, которые влияют на уровень доходов человека.______________________________________

2. Выгодно ли, по вашему мнению, современному молодому человеку иметь высшее образование?

3. Какие потребности, материальные или духовные, преобладают в современных украинцев? американцев? Почему?

4. Как можно ограничивать потребности людей?

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1. Что важнее: много зарабатывать или экономно потреблять?

2. Как изменилась структура потребностей человека с развитием цивилизации?

3. Какие факторы влияют на уровень дохода домохозяйств?

4. Зависит ли благосостояние человека от того, в каком обществе она живет?

 

VI. Домашнее задание

Провести исследования, как в Вашей семье складывается семейный бюджет.

На какие товары и услуги Вы тратите больше всего средств? Удается ли Вам экономить?