УРОК № 10. БЮДЖЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Цель урока: определить факторы, которые влияют на структуру потребления семейных хозяйств; научить определять бюджет потребителя; воспитывать экономическое мышление и развивать любознательность и самостоятельность.
Основные понятия: бюджет.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Какие факторы влияют на потребности потребителей?
2. Какие черты характера человека проявляются в ее экономической деятельности? (Бережливость, заботливость, скупость, расточительность, бережливость)
3. По каким главным финансовым планом живет каждая страна? (Бюджет страны)
4. Или составляет ваша семья смету расходов и поступлений на неделю, месяц, год?
5. Как вы считаете, нужно ли составлять бюджет в семье?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Слово учителя
Так или иначе, но все мы вынуждены ходить по магазинам и делать покупки, чтобы удовлетворить потребности. Понятно, что вкусы и предпочтения у каждого разные, но при всем этом нас кое-что объединяет.
IV. Изучение нового материала
Рассказ учителя
Если исходить только из собственного опыта, то каждый скажет, что человек в своем выборе товаров и услуг руководствуется своими доходами, сопоставляя их с ценами и собственными силами. Чтобы дать ответ на вопрос «что купить?», надо выяснить полезность товара для потребителя, отвечая на вопрос «сколько стоит?», исследовать цену, а чтобы выяснить, хватит ли денег, - определить доход потребителя.
Учитель предлагает учащимся выполнить практическую работу «Определение структуры потребностей в зависимости от уровня доходов».
Согласны ли вы с тем, что количество товаров и услуг, которые мы можем приобрести, определяется исключительно нашим доходом?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу, распределив по своему усмотрению заработную плату молодых специалистов, которые получили соответствующую квалификацию, за месяц (по данным Центра занятости населения).
Статьи расходов |
Системный администратор |
Менеджер по работе с персоналом |
Оператор компьютерного набора |
|
% |
|
% |
|
% |
Питание |
|
|
|
|
|
|
Услуги транспорта и связи |
|
|
|
|
|
|
Услуги образования и медицины |
|
|
|
|
|
|
Приобретение одежды |
|
|
|
|
|
|
Оплата жилищно-коммунальных услуг |
|
|
|
|
|
|
Покупка товаров повседневного спроса |
|
|
|
|
|
|
Развлечения, путешествия, подарки семье и друзьям |
|
|
|
|
|
|
Сбережения |
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
Используя данные таблицы, постройте круговые диаграммы, отражающие структуру ежемесячных денежных затрат специалистов.
Сравните затраты этих лиц на питание, развлечения, одежду.
Слово учителя
Закон Энгеля устанавливает зависимость между ростом доходов населения и удельным весом расходов на различные нужды: с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на покупку одежды и оплату жилья меняется мало, а удельный вес расходов на удовлетворение культурно-образовательных потребностей и иных нематериальных нужд заметно возрастает.
1. Назовите другие, кроме образованности, факторы, которые влияют на уровень доходов человека.______________________________________
2. Выгодно ли, по вашему мнению, современному молодому человеку иметь высшее образование?
3. Какие потребности, материальные или духовные, преобладают в современных украинцев? американцев? Почему?
4. Как можно ограничивать потребности людей?
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
1. Что важнее: много зарабатывать или экономно потреблять?
2. Как изменилась структура потребностей человека с развитием цивилизации?
3. Какие факторы влияют на уровень дохода домохозяйств?
4. Зависит ли благосостояние человека от того, в каком обществе она живет?
VI. Домашнее задание
Провести исследования, как в Вашей семье складывается семейный бюджет.
На какие товары и услуги Вы тратите больше всего средств? Удается ли Вам экономить?