География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УРОК ГЕОГРАФИИ, КОТОРОГО ЖДУТ
Сборка нестандартных уроков

8 КЛАСС

 

КРЫМСКИЕ ГОРЫ

 

Цель: сформировать знания об особенностях географического положения Крымских гор; выяснить особенности проявления высотной поясности, распространение неблагоприятных природных процессов; ознакомить с природоохранными территориями; определить основные мероприятия по рациональному использованию природных условий и природных ресурсов; формировать навыки работы с тематическими картами, развивать интеллектуальную активность, умение и навыки систематизировать изученный материал в виде таблицы, развивать логическое и абстрактное мышление, произвольное внимание, формировать навыки работы с таблицей в ППС Word, Excel; способствовать экологическому и эстетическому воспитанию, воспитывать интерес к предмету средствами компьютерной техники, бережное отношение к оборудованию, заботиться о рациональном распределении учебной работы.

Оборудование: карты (физическая, геологическая, тектоническая, климатическая, почв, растительности, животного мира Украины, туристская), атласы, таблицы, учебник, компьютерная техника, фотовыставка «Картины природы Крыма».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма проведения: заочная экскурсия.

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие задания.

Эпиграф:

Крым произвел на меня такое сильное впечатление (красота природы

не только поражает меня, но и подавляет), что я ходил здесь как во сне.

М. М. Коцюбинский

На тему выделяется два часа. Урок проводится в виде заочной экскурсии. Дети будут работать в группах.

Структуру урока путешествия можно показать с помощью создания соответствующей презентации.

Проводится предварительная подготовка: за две недели до игры учащимся объявляется тема, подаются сведения о конкурсе на лучшую эмблему

команды, предлагается список литературы и соответствующих материалов периодической прессы. Проводятся консультации, инструктажи с целью ознакомления с источниками информации и инструкциями.

Дети будут работать в группах, поэтому получают сведения о роли, которые они смогут выполнять во время групповой работы (предоставляется возможность самостоятельно распределить роли).

1. Руководитель в каждой группе:

• зачитывает задание группе;

• организует порядок выполнения;

• предлагает членам группы высказываться по очереди;

• назначает докладчиков, которые выражают мнение группы;

• назначает хронистов;

• назначает архивариуса.

2. Секретарь:

• ведет записи результатов работы группы;

• следит за временем.

Участники занимают места за столами, на столах заготовлены таблички (учителем), которые указывают на название команды, инструктивные карты, атласы, ОИС «Крымские горы», учебники. За правильный ответ дети получают жетон - 1 балл. Во время проведения использую фотоматериалы, схемы, таблицы и др. Поскольку урок географии проходит в компьютерном классе, вкратце напоминаем правила поведения и ТБ в кабинете.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, создание положительного эмоционального настроя аудитории.

Учитель. Дети, всем желаю хорошего настроения, творческого труда, взаимопонимания, хорошего общения.

Улыбнитесь друг другу, соберитесь с мыслями, будьте внимательны, активны на уроке.

Поскольку урок географии проходит в компьютерном классе, хочу вкратце напомнить вам правила поведения и ТБ в кабинете:

• не заходим к программам, которыми в данный момент не пользуемся;

• бережно относимся к оборудованию.

 

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности (3 мин.)

Прием «Привлекательная цель»

Учитель. Прекрасным и волшебным уголком Украины Крымские горы. Я приглашаю вас отправиться в живописных гор, у подножия которых плещется ласковое лазурное море, а щедрое крымское солнце дарит свое животворящее тепло. Вы будете полной грудью вдыхать целебный воздух, пахнущий морем и солнцем.

Своей красотой и неповторимостью, целебными качествами природы Крым издавна привлекал многих людей.

Вы пройдете тенистыми прохладными аллеями Никитского ботанического сада, где увидите флору почти всего земного шара. Поднимитесь на зубчатую вершину Ай-Петри, чтобы полюбоваться величественной картиной восхода солнца или в тихий вечер протянуть руку к изумрудной россыпи звезд.

В Крыму жили и творили писатели, художники и музыканты. Красота природы Крыма приворожила Адама Мицкевича; это он передал в «Крымских сонетах», которые принесли ему мировую славу.

Страна там внизу роскошная и богатая.

Здесь - неба лучи и юные голоса,

Почему же на сердце вновь далекие уже времена

И край заброшенный, как неописуемая потеря?

Академик Ферсман, который с юных лет изучал Крым, назвал его «музеем природы» и своим «первым университетом».

Сегодняшний урок мы посвятим изучению Крымских гор, которые имеют много тайн. Мы попробуем разгадать их, изучив эту величайшую сокровищницу природы.

Определять правильное направление движения мы будем коллективно, используя текст учебников, словарь терминов, географическую карту, дополнительную литературу. От правильных действий каждого будет зависеть успех путешествия.

Часть урока будет связана с использованием компьютера. Сегодня я предлагаю вам свои теоретические знания закрепить на практике, а именно: вы будете работать в текстовом редакторе WORD (форматировать текст, работать с таблицами) и выполнять тестовые задания в программе EXCEL.

Вы сидите за компьютерами и выполняете задания инструктивной карточки, которая есть у каждого из вас.

Інструктивна карточка

1. Войдите в программу.

2. Выведите на экран туристическую карту «Путешествие по Крымским лабиринтом».

3. Рассмотрите задачи, которые вы должны выполнить для успешного прохождения лабиринтом.

4. Вспомогательной частью работы будет работа с учебником и атласом.

 

III. Изучение нового материала

Вход в лабиринт (4 мин.)

Учитель. Двигаясь по лабиринту, вы должны будете пройти

6 станций. Каждая станция имеет свое тематическое название и задачи. Каждая группа должна предложить ответ на вопрос, только правильный ответ дает возможность двигаться к другой станции (за правильный ответ группа получает жетон).

Для того чтобы начать путешествие по лабиринту, следует выяснить особенности географического положения и протяженность Крымских гор. Правильный ответ выделите красным цветом (выберите ответ, который считаете правильным (пункт меню ФОРМАТ \ ШРИФТ \ цвет шрифта)).

Туристическая карта

Путешествие по Крымским лабиринтом

Вход в лабиринт

Задачи. Определите протяженность и ширину Крымских гор.

180 км 360 км 100 км

Первая станция «Геологическая» (12 мин.)

Прием «Творческая лаборатория» (продолжение работы в группах)

Задачи. Поработай с картами атласа!

1. Установите эпоху образования Крымских гор.

2. Какими породами сложены Крымские горы?

3. Какие полезные ископаемые залегают в Крымских горах?

4. Найдите доказательства вулканической деятельности.

Хронист. Карадаг - давньовулканічний горный массив. По возрасту юрского периода, объявлен памятником природы в 1947 г., а заповедником - в 1979 г.; высота его 577 м; включает несколько хребтов и отдельных вершин.

Карадаг - музей, созданный природой; здесь можно проследить летопись Земли почти за 150 млн. лет. На Карадаге найдено более 100 минералов, чаще всего здесь встречаются сердолик, опал, агат, яшма. На одной стенке вулкана заметный кратер, забитый окаменевшей лавой. В толще лавы вспыхивают жили волшебного прозрачного сердолика. Мрачные бастионы давно потухшего вулкана Карадаг, что появились из морской пучины, меняют пышную зелень садов и виноградников.

Название Карадаг переводится как Черная гора. Карадаг - это как бы последнее слово той чудесной горной сказки, которую следует бережно хранить.

Архивариус. «Вулканы, не удались». Одним из них является аю-даг, или Медведь-гора. Он далеко выдается в Черное море и хорошо просматривается почти со всех точек Южного берега.

Давным-давно Южный берег Крыма был покрыт дремучими лесами. Тяжело жилось людям, поэтому и поклонялись они богам, моля о защите и помощи. Проходили годы. Люди перестали поклоняться своим богам. Узнав об этом, боги розгнівилися. И послали они Большого медведя, чтобы наказать непокорных.

Мощные тяжелые лапы медведя ступали грозно по крымской земле, разрушая все на своем пути. Острые когти раздирали землю крупными бороздами, оставляя после себя глубокие балки и ложбины.

Так подобрался Большой медведь до того места, где его глазам открылась цветущая Партенитская долина, которая привлекала своими роскошными садами и виноградниками, сочной зеленью лугов, искрящимися водопадами. Посмотрел медведь на прекрасную долину и понял, что нет лучшего места в Крыму, а может, и на всей земле. И решил навсегда остаться жить здесь, чтобы вечно любоваться прекрасной природой, дышать горным воздухом, купаться в теплых водах Черного моря. Но это не понравилось богам, и они вынесли суровый приговор, проговорив такое заклятие:

- Оставайся же навеки на этом месте.

Большой медведь стал Медведь-горой.

Люблю смотреть я из Аюдага скалы,

как вспененные валы бегут ему к ногам

рядами черными, будто серебряный снег,

на солнце выигрывают, как радуги веселые.

Адам Мицкевич «Аюдаг»

В далеком геологическом прошлом, середньоюрський время, в толщу глинистых сланцев, слагающих южное побережье, проникали магматические породы. Но, не сумев выйти на поверхность, они остыли. Вулкана не получилось. За многие миллионы лет осадочные породы оказались размытыми, и вулканические породы образовали в рельефе куполообразную гору Аюдаг.

 

Вторая станция - «Орографическая» (6 мин.)

Прием «Географический практикум»

Задачи. Поработай с ОИС «Крымские горы». Ученики открывают нужный файл.

1. Из которых пасом состоят Крымские горы?

2. Установите, как называются безлесные плоские вершины столоподібних массивов?

3. Объясните, что означает слово «куэст».

Архивариус. Кто увидел это воочию, у того навсегда останутся в памяти прекрасные крымские пейзажи. Три горных гряды проходят на юге полуострова.

Самое высокое из них - Главное - спадает до моря півкілометровими скалами. Это излюбленные места тренировок альпинистов. Вдоль почти всего Главного пряди вершины гор плоские. Эти плато называются яйлами, что в переводе означает «пастбище». Под кромкой яйл и на самих плато - царство спелеологов. Здесь находятся самые высокие точки Крыма - Роман-Кош, Кемаль-Егерек, Зейтин-Кош и другие.

Хронист. Гора Роман-Кош - высшая точка Крыма, ее не видно с Южного берега. Чтобы ее разглядеть, надо подняться выше. Часами можно любоваться многоплановой панорамой, открывающейся с Роман-Коша.

Минутка релаксации (2 мин.)

А интересно вам узнать, что с каждым сейчас может произойти?

Ну, то всядьтеся удобнее и выясним скорее.

Учитель. Предлагаю вам, друзья, минутку релаксации. В этот момент каждый из вас перенесется к вершинам Крымских гор, до побережья Черного моря. Закройте глаза и на минутку представьте себя путешественником, альпинистом. Пусть горный воздух наполняет ваши легкие, вы дышите медленно, чувствуете аромат лаванды. Пусть возникнут в вашем воображении нежные лепестки эдельвейса, которые вселяют в ваши души добро, любовь, согласие.

Давайте добра,

Чтобы потом всю жизнь

Его, святое, творить.

А теперь возвращаемся и продолжаем покорять вершины.

 

Третья станция - «Спелеологическая» (7 мин.)

Задачи. Поработай со словарем терминов!

1. Объясните, что означает слово »карст» и выявите причины этого явления.

2. Назовите пещеры Крымских гор.

Архивариус. Главная гряда - край классического карста. Верх - ньоюрські известняки Крыма чистые и трещиноватые. Поэтому атмосферная вода легко растворяет их.

Таким образом формируются разнообразные отрицательные формы рельефа и карстовые полости (колодцы, шахты, пещеры). Каких только карстовых форм не встретишь на яйлах: от самых маленьких карстовых отверстий, борозд и струящихся выбоин до гигантских воронок, шахт и пещер. В недрах этих массивов известно около 300 карстовых полостей.

Самой длинной пещерой в Крыму является Кизил-Коба, или Красная пещера (13 700 м), ее посещают чаще всего, потому что она легкодоступна и красивая. Это шестиэтажный пещерный комплекс со многими горизонтальными галереями и вертикальными колодцами. Здесь есть несколько подземных озер с площадью до 500 м2 и глубиной до 3 м. Самая глубокая естественная вертикальная шахта - Солдатская, ее глубина около 500 м. Не менее популярны пещеры Молодежная, Каскадная, Бездонная и другие. Большинство крымских пещер образовались миллионы лет назад. Подземные карстовые галереи отличаются исключительной красотой и своеобразием сталактитов. Во многих карстовых колодцах и шахтах даже летом сохраняются снег и лед.

Хронист. Большой интерес представляют они и для археологов. С ними связаны героические страницы истории партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. Народные мстители использовали их как склады для боеприпасов и продовольствия, подземные госпитали и тайники. Пещера Борю-Тешик на Ай-Петринській яйле в январе 1942 г. была убежищем для раненых партизан. Гитлеровцам удалось обнаружить мужественных патриотов. На братской могиле павших героев воздвигнут памятник, а пещеру названо Партизанской.

 

Четвертая станция - «Климатическая» (6 мин.)

Прием «Почемучка»

Задачи. Поработай с климатической картой!

1. Почему в предгорьях выпадает 400-500 мм осадков, а на главной Гряде 900-1200 мм?

2. Почему ЮБК лето жаркое и засушливое?

3. Почему зимой на ЮБК нечасто бывает морозно и выпадает огромное количество осадков?

 

Пятая станция - „Гидрологическая» (8 мин.)

Прием «Географический практикум»

Задачи. Поработай с файлом «Географический практикум».

1. Выберите реки, которые берут начало в Крымских горах: Салгир, Мож, Сула, Альма, Кача, Аузун-Узень, Черная, Улу-Узень, Бельбек, Кальчик.

2. Выберите водопады, которые есть в Крымских горах: Анхель, Джур-Джур, Арапатський, Виктория, Учансу.

3. Которой образован рекой Большой Каньон Крыма?

Архивариус. Главная гряда имеет много каньоноподобных долин.

Крупнейшим в Украине является Большой Каньон Крыма, который находится на северном склоне Ай-Петринской яйлы; его ширина составляет 3-4 м, глубина - 240-300 м, протяженность - около 3 км. Его называют чудом природы. Главный скульптор в каньоне - вода. По дну течет бурная река Аузун - Узень (Ротовая), вода в ней и летом, и зимой имеет одинаковую температуру - около 11 °С. Текучие воды на протяжении тысячелетий пропилили каменную толщу и глубоким ущельем отделили от северной окраине Ай-Петринской яйлы столоподібний массив Бойка. О грандиозной работе реки можно судить по порогам, что встречаются на дне каньона, а также водопадами, нагромождением валунов мраморовидного известняка. Эти природные ядра-жернова, что веками перемешивались водой, высверливают в известняковом ложе своеобразные котлы и ванны. В каньоне насчитывается более 150 подобных образований. Вблизи Большого Каньона опасно громко разговаривать, луна может вызвать камнепады.

 

Шестая станция - «Ландшафтная» (15 мин.)

Прием «личные примеры» (работа в группах или индивидуально)

Задача 1. Поработай с учебником и картой! Поработай с ОИС «Крымские горы».

1. Составьте схему высотной поясности.

2. Какие почвы распространены в Крымских горах?

3. Охарактеризуйте растительный мир.

4. Назовите виды животных, которые водятся в горах.

Задача 2 за картой

1. Проявите природоохранные территории Крымских гор.

2. Откройте файл под названием «Природоохранные территории Крымских гор», самостоятельно заполните 3-й столбик (для этого ставим курсор в ячейку, куда нужно ввести текст и вводим его с клавиатуры).

 

Название заповедника

Год создания

Объект охраны

Крымский природный заповедник

1991

 

Ялтинский горно-лесной заповедник

1973

 

Карадагский

1979

 

Мыс Мартьян

1973

 

 

3. Определите основные меры по рациональному использованию и охране природных условий и ресурсов Крымских гор.

Хронист. Недалеко от Ялты находится Никитский ботанический сад, который основан в 1812 г. ботаником Х. Стевеном. Здесь собрана коллекция из более чем 1760 видов представителей растительного мира субтропиков планеты всей. Растения посажены с учетом наилучшего декоративного эффекта. В парке сохранились тысячелетние местные породы деревьев: дуб пушистый, можжевельник высокий, фисташка. От первых насаждений остались кедр, кипарисы, секвойя гигантская. В пределах Ялтинского горно-лесного заповедника находится буково-грабовый гай с 1000-летним тисом высотой около 10 м, отнесен к памятникам природы с 1947 г. Это растение является реликтовой.

Особый интерес вызывает земляничное дерево. В начале лета кора растрескивается, шелушится и опадает, обнажая молодую нежно-зеленую кору. Поэтому земляничное дерево известно под шутливым названием «безсоромниця». Съедобные плоды похожи на землянику, отсюда и название дерева.

Выход из лабиринта.

 

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся (7 мин.)

Учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере. Тесты составлены с помощью программы Microsoft Excel. Ученикам дается вопрос, на который предлагается три варианта ответа (а, б, в), один из которых правильный. Правильный ответ выделяем с помощью левой кнопки мыши. Задания распределены на два варианта.

Вариант И

1. От общей площади территории Украины площадь Крымских гор составляет...

а) 6 %;

б) 2 %;

в) 1 %.

2. Начало формирования Крымских гор приходится на эру:

а) палеозойскую;

б) мезозойскую;

в) кайнозойскую.

3. До самых высоких гряд Крымских гор принадлежит:

а) Главное;

б) Внутреннее;

в) Внешнее.

4. Куэсты - это:

а) столоподибни горные массивы со сглаженными безлесных вершинами;

б) асимметричные горные хребты, один склон которых - пологий, другой - крутой;

в) куполообразные поднятия.

5. Наибольшее количество осадков в Крымских горах выпадает на склонах:

а) юго-восточных;

б) северных

в) юго-западных.

 

Вариант II

1. Яйла - это:

а) жесткая малоподвижная участок литосферной плиты;

б) столоподібний горный массив с згладженою безлесной вершиной.

2. Выпадение осадков в Крымских горах приходится преимущественно на период:

а) осенне-зимний;

б) весенне-летний;

в) летний.

3. Растительные группировки Крымских яйл составляют:

а) широколиственные леса;

б) луговые степи;

в) настоящие степи.

4. Под широколиственными лесами Горного Крыма сформировались:

а) черноземы;

б) темно-серые лесные почвы;

в) бурые горно-лесные почвы.

5. Типичным обитателем Крымских лесов является представитель копытных млекопитающих:

а) сайгак;

б) олень благородный;

в) лось.

 

V. Итог урока (12 мин.)

Приемы «Пять предложений» и «Микрофон» (продолжение работы в группах)

Задачи. С помощью пяти предложений сформулируйте главное про Крымские горы.

Предполагаемые ответы

• Крымские горы - это уникальная горная страна, расположенная на юге Крымского полуострова, сформированная в мезозойскую эру и обновленная в альпийское горообразования.

• Крымские горы образованы тремя параллельными грядами, имеющими признаки куестового рельефа.

Климат Крымских гор умеренно континентальный со значительным количеством осадков.

• ЮБК имеет черты климата северных субтропиков.

Крымским горам характерна высотная поясность.

Горный Крым и ЮБК имеют многопрофильные рекреационные ресурсы.

Заключительное слово учителя. Двигаясь Крымским лабиринтом от станции к станции, мы продуктивно поработали. Каждая команда получила определенное количество баллов.

Это путешествие является лишь началом познания величественной природы Крымских гор.

 

VI. Домашнее задание (2 мин.)

- Проработать соответствующий текст в учебнике.

- Подготовить творческие работы по теме „Мое путешествие Крымскими горами».