География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ II

Земля на плане и карте

 

Тема 1. Способы изображения Земли

 

Урок 11. Масштабы, виды масштабов

 

Практическая работа № 3. Решение задач с перевода численного масштаба в именованный

Цель: углубить и расширить знания о масштабе, сформировать знания о видах масштаба, показать необходимость использования масштаба для составления планов, карт, научить детей пользоваться масштабом, переводить одни виды масштабов в другие, проверить умение учащихся работать с различными видами масштабов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта мира, план местности, атласы, учебник, структурно-логические схемы, чертежные принадлежности.

Ход УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

1. Тест (учащиеся записывают цифру, которой соответствует правильный ответ).

И-й вариант

 

II-й вариант

1

так

2

2

нет

1

3

аэрофотоснимок

9

4

горизонт

8

5

карта

7

6

компас

5

7

глобус

6

8

план

4

9

Полярная звезда

3

1) Как называется видимая часть земной поверхности?

2) С какой звездой определяют направление на север в Северном полушарии?

3) Как называют прибор для определения сторон горизонта?

4) Как называется изображение небольшого местности сверху, которое используется для уточнения планов и карт?

5) можно определить остальные стороны горизонта, если вы нашли Полярную звезду?

6) можно Ли в лесу в пасмурную погоду без компаса определить стороны горизонта?

7) Как называется уменьшенная модель Земли?

8) Как называется чертеж небольшого участка земной поверхности?

9) можно Ли начертить карту или план без масштаба?

10) Как называется чертеж большого участка Земли в масштабе с помощью условных знаков?

11) Лучшим помощником в путешествия по окрестностям своего населенного пункта будет.

(Ответы: i-й вариант: 4, 9, 6, 3, 1, 1, 7, 8, 2, 5, 8; II-й вариант: 8, 3, 5, 9, 2, 2, 6, 4, 1, 7, 4.)

2. Топографический диктант

Замените слова топографическими знаками.

• Просека идет через сосновый лес с запада на восток. На севере от нее стоит дом лесника.

• С южной стороны озера находится болото, с севера и запада - редколесья.

• Река течет с севера на юго-запад. Через нее проведена па - ромену переправа. Берег реки покрыт лугами.

• Река течет с запада на восток. Вдоль правого берега идет обрыв. На противоположном берегу - песчаная отмель.

• Река течет с северо-запада на юго-восток. Через нее проходит деревянный мост. Дорога проходит через мост, вдоль которой растет кустарник.

• Поселок находится по обе стороны дороги, которая проходит с северо-востока на юго-запад. На юго-восточной окраине поселка - колодец.

• В хвойном лесу есть источник с рекой. Оно расположено на востоке от тропы.

• С севера на юг идет дорога, вдоль которой проходит линия электропередач.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Каждую местность можно изобразить на плане местности, но в натуральную величину этого сделать нельзя. Почему?

Площадь нашей планеты более 510 млн км2 и в натуральную величину такой бы была и карта. Чтобы уменьшить площадь чертежи, действительную площадь уменьшают до определенных размеров, то есть используют уменьшение - масштаб.

 

IV. Изучение нового материала

Работа со словарем. Масштаб - отношение длины отрезка на плане или карте к его действительной длине на земной поверхности.

Масштаб показывает, сколько сантиметров на местности содержится в одном сантиметре на плане или карте. Например, 1: 100 000 означает, что в 1 см карты содержится 100 000 см местности, или 1 000 м, или 1 км.

Работа с планом и картой

• Назвать масштабы карт и планов.

Чем больше уменьшены расстояния, тем большую по площади территорию можно изобразить.

• Какой масштаб крупнее?

а) 1 : 100 000 или 1 : 1 000 000; б) 1 : 50 000 или 1 : 10 000;

• Масштаб меньше?

а) 1 : 83 000 или 1 : 1 000; б) 1 : 4 000 1 : 40 000.

Чем меньше территория и чем более детальное изображение, тем больший масштаб.

Виды масштабов

Числовой

Именуемый

Линейный

Дробь, числитель 1, знаменатель - число уменьшения 1 : 100000

Выражает словами и цифрами, какое расстояние на местности соответствует 1 см на плане или карте; в 1 см 1 км

Прямая линия, разделенная на отрезки длиной 1 см, подписанные соответственно расстояния на местности

 

Перевод масштаба из одного вида в другой

Чтобы перевести численный масштаб в именованный, необходимо знаменатель перевести из сантиметров в метры (если в знаменателе число имеет пять нулей и более, следует перевести его в километры).

1 : 100 000 означает, что в 1 см 1 км; 1 : 20 000 означает, что в 1 см 200 м.

• Перевести численный масштаб в именованный:

а) 1 : 70 000 (в 1 см 700 м);

б) 1 : 25 000 000 (в 1 см 250 км).

Чтобы перевести именованный масштаб в численный, нужно метры (километры) перевести в сантиметры и записать в виде дроби.

• Перевести именованный масштаб в численный:

а) в 1 см 20 м (1 : 2 000);

б) в 1 см 40 км (1 : 4 000 000).

• Масштаб меньше:

а) в 1 см 83 см, в 1 см 830 км;

б) в 1 см 10 км, в 1 см 2 км.

• Какой масштаб крупнее:

а) в 1 см 200 м, в 1 см 700 м;

б) в 1 см 40 км, в 1 см 10 м.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Выполнение практической работы № 3

1. Решение задач по переводу одного вида масштаба в другой.

I-й вариант

1. Какой масштаб крупнее:

а) 1 : 10 000 или 1 : 100 000;

б) в 1 см 500 м или в 1 см 5 км.

2. Какой масштаб меньше:

а) 1 : 100 000 или 1 : 2 000;

б) в 1 см 2 км или в 1 см 45 м.

3. Перевести численные масштабы в именованные:

а) 1 : 1 500; б) 1 : 15 000; в) 1 : 250 000; г) 1 : 10 000 000.

4. Перевести именованные масштабы в численные:

а) в 1 см 100 м; б) в 1 см 50 км; в) в 1 см 5,5 км; г) в 1 см 250 м.

5. Изобразите прямой линией расстояние 50 м по масштабу в 1 см:

а) 5 м; б) 10 м.

6. Изобразите прямой линией расстояние 500 м по масштабу:

а) 1 : 10 000; б) 1 : 50 000.

7. Начертить план учебника, длина которого 21 см, ширина - 14 см. Масштаб - в 1 см 7 см.

 

II-й вариант

1. Какой масштаб крупнее:

а) 1 : 25 000 или 1 : 2 500;

б) в 1 см 7 500 м или в 1 см 5 км.

2. Какой масштаб меньше:

а) 1 : 7 500 000 или 1 : 300 000;

б) в 1 см 5 км или в 1 см 450 км.

3. Перевести численные масштабы в именованные:

а) 1 : 2 500; б) 1 : 25 000; в) 1 : 830 000; г) 1 : 250 000 000.

4. Перевести именованные масштабы в численные:

а) в 1 см 150 м; б) в 1 см 25 км; в) в 1 см 2,5 км; г) в 1 см 380 м.

5. Изобразите прямой линией расстояние 150 м по масштабом в 1см:

а) 50 м; б) 150 г.

6. Изобразите прямой линией расстояние 50 км по масштабу:

а) 1 : 1 000 000; б) 1 : 2 500 000.

7. Начертить план тетради, длина которого 20 см, ширина - 15 см. Масштаб - в 1 см 15 см.

2. Работа с планом местности

1) Пользуясь линейным масштабом, определите расстояние от ветряной мельницы на холме, к источнику, к дому лесника, к мосту через реку к ветряку на воде.

2) Определите направление движения от пристани до озера; от этого озера до паромной переправы через реку, от ветряка к источнику в яровые, от железнодорожной станции до поселка.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий параграф в учебнике.

• Составить задания на перевод масштабов.