География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА 10 КЛАСС

УРОК 11. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

 

Учебная цель: сформировать понятие «географическая и окружающая среда», «антропосфера», «природопользование», «ресурсообеспеченность»; повторить и углубить знания о природных условия и ресурсы; развивать умение анализировать степени влияния человека на природу в разные периоды развития человечества.

Оборудование: атласы, учебники, схемы, таблицы, диаграммы.

Основные понятия: географическая среда, окружающая среда, ноосфера, антропосфера, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, ресурсообеспеченность, природопользования.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопрос

• Что такое природные условия? Природные ресурсы?

• По каким признакам проводится классификация природных ресурсов?

• Что такое антропогенное воздействие на природу? Приведите примеры.

Задача 1. На примере Украины покажите влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

«Мы получили в наследство чрезвычайно прекрасный и многообразный сад, но беда наша в том, что мы плохие садовники, которые не усвоили простейших правил садоводства. Не заботясь о этот сад, мы делаем это с благодушным самоудовлетворением несовершеннолетнего идиота, который кромсает ножницами картину Рембрандта».

Как вы понимаете это высказывание известного английского зоолога и писателя Джеральда Дарелла?

 

IV. Изучение нового материала

1. Взаимодействие общества и природы

Географическая среда - это совокупность предметов живой и неживой природы, вовлеченных на данном этапе развития общества в процесс общественной жизни и которые, таким образом, являются необходимыми условиями существования и развития общества. К географической среды относятся земная кора с полезными ископаемыми, почвы, луга, леса, воды, болота, растительный и животный миры, нижняя часть атмосферы, то есть та часть природы, которая является объектом деятельности человека и прежде всего производства.

Социально-экономическая география рассматривает географическую среду, в которой живет человек, как сферу взаимодействия общества и природы. Она называется антропосферой.

Окружающая среда в широком понимании - это природный и материальный мир, окружающий человека. Оно включает как природную, так и искусственную техногенную среду.

Чрезвычайно велико влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере (сфере разума). По В. Вернадскому, ноосфера - это сфера сознательной деятельности человека в глобальном масштабе, взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная деятельность человека становится главным, решающим фактором развития. Ноосфера является новой, высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением в ней человечества.

2. Природные ресурсы

В естественной среде человека привлекают прежде всего природные ресурсы - те компоненты окружающей среды, которые непосредственно используются в производстве, служат его сырьевой и энергетической базой.

Задание 2. Вспомните классификации природных ресурсов по различным критериям.

3. Ресурсообеспеченность

Размещение природных ресурсов на нашей планете является очень неравномерным. Для развития хозяйства страны определяющее значение имеет территориальное сочетание определенных видов природных ресурсов. Поэтому важной характеристикой территории становится ее природно-ресурсный потенциал (ПРП) - совокупность природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций развития науки и техники.

Соотношение между ПРП и объемами его использования называется ресурсообеспеченностью (Г). Ресурсообеспеченность может выражаться двумя способами: количеством лет, на которые хватит определенного ресурса при условии сохранения темпов его использования, или запасами этого ресурса на душу населения данной территории.

4. Природопользования

Природопользование - система мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, освоения, преобразования и охраны окружающей среды.

Рациональное природопользование предполагает разумную, с использованием научных методов эксплуатацию природных ресурсов, при которой природная среда не терпит серьезные убытки (комплексное использование природного сырья, утилизация отходов, обеспечения восстановления природной среды, охрана природы).

Нерациональное природопользование связано с непродуманной эксплуатацией природных ресурсов, результатам которого является истощение природных ресурсов, большое количество отходов, загрязнение окружающей среды, нарушение природного равновесия, экологические катастрофы.

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Соціогеографічний практикум. Можно предположить, что большая территория страны обусловливает значительную величину ПРП и, соответственно, высокий экономическое развитие. Однако в мире существуют много маленьких, но развитых стран и больших по площади, однако бедных. Какие преимущества и недостатки имеет страна с маленькой или большой территориями? Проиллюстрируйте свои рассуждения конкретными примерами.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

· Проработать § .

· Обозначить на контурной карте территории, где, на ваш взгляд, природную среду больше всего преобразован в техногенную. Назвать главные причины, обусловившие это преобразование.