Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел И. РАСТЕНИЯ

 

Тема 1. Строение и жизнедеятельность растений (на примере покрыто-семенной дводольної растения)

 

УРОК 11

Тема. Листок. Лабораторная работа № 7. Строение и разнообразие листьев

 

Цель. Сформировать у учащихся представление про внешнюю и внутреннюю строение листа, ознакомить с разнообразием листьев.

Основные понятия и термины: листок, черешок, листовая пластинка, простой лист, сложный лист, жилкование, ноябрь.

Оборудование: гербарные образцы растений; живые растения; таблицы “Строение листа”, “Разнообразие листьев”, “Тканевая строение листа”; рисунки учебника.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (подготовительная, объяснительная), рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); практические (выполнение лабораторной работы); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Тип урока комбинированный.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

1

2.

Проверка выполнение домашнего задания.

5

3.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3

4.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

15

5.

Обобщение и систематизация изученного (выполнение лабораторной работы).

10

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

5

7.

Домашнее задачи.

1

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Фронтальная беседа.

Что такое побег? Его строение? Которые функции он выполняет? Что такое узлы на стебле растений? Для чего они нужны? Что такое почка? Какие бывают виды почек? Строение вегетативной и генеративной почки? Какие бывают виды стебля по направлению роста? Приведите примеры растений с соответствующими видами стеблей. У каких растений самые крупные стебли?

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Подготовительная беседа. Вспомните, какие функции выполняет побег. Вы уже знаете, что побег обеспечивает такие важные функции жизнедеятельности растения, как транспортировка питательных веществ и поддержания листьев, обеспечивающие важные процессы жизнедеятельности всего растительного организма. Листок - это одно из важнейших приспособлений растения к жизни в окружающей среде. Ведь именно в листьях происходит процесс, без которого жизнь на земле не существовало бы. О какой процесс идет речь? (Фотосинтез).

Поэтому тема нашего сегодняшнего урока - “Листок. Разнообразие листьев”. Мы не только теоретически ознакомимся со строением листа, но и практически на живых растениях и гербарных образцах увидим все то, о чем будем говорить.

 

План

1. Лист - боковой орган побега.

2. Внутреннее строение листа.

3. Приспособления листьев к условиям среды.

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

 

Лист - боковой орган побега

Рассказ с элементами беседы, сопровождается демонстрацией гербарных образцов растений, живых растений, таблиц “Строение листа”, “Разнообразие листьев ”, рисунков учебника. Листок - боковой орган побега, который выполняет следующие функции: фотосинтез, испарение, транспирацию. Вопрос к учащимся: вспомните из прошлых уроков, что это за процессы, дайте им характеристику.

Лист состоит из листовой пластинки, черешка и основания, которым он присоединяется к стеблю. Листья с черенками называют черешковими, без черешков - сидячими.

Есть простые и сложные листья. В простых листьев - одна листовая пластинка (вишня, абрикос, яблоня, ива), а в сложных до одного черенка прикрепляются несколько листовых пластинок (карагана (желтая акация), горох, каштан, клубника).

Листовые пластинки различают по формой контуров, формой расчленения, размерами от нескольких миллиметров до 10-11 мм, 20 м (у пальм) - и жилкованием.

Форма листовой пластинки самая разнообразная и обеспечивает растению приспособления к окружающей среды.

По способу расчленения листовой пластинки листья делятся на: лопастные, раздельные, рассеченные, тройчатые, пальчатые, перистые.

Если внимательно рассмотреть листовую пластинку, то можно увидеть утолщения, которые по виду напоминают нити. Это жилки. По ним в листке происходит транспортировка веществ. Как называется соответствующая ткань растительного организма? (Ведущая).

Жилкование бывает разное и является одной из признаков, по которым ученые делят растения на группы (систематическая признак). Так, в многих растений класса Двудольные (яблоня, груша, слива, капуста, картофель, розы, помидоры и другие) жилкование сетчатое (напоминает сетку), а у однодольных (пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, лук, чеснок, лилия и другие) - параллельное или дуговое. Демонстрация жилкование на живых растениях или гербарных образцах.

 

Внутреннее строение листа

Пояснительная беседа. Основные функции листа - фотосинтез, испарение (транспирация), газообмен. Строение листа тесно связана с его функциями. В каких органах растения происходит фотосинтез? Фотосинтез происходит в хлоропластах, которые есть почти во всех клетках листка. Хлоропласты предопределяют зеленый цвет листа.

Каким образом осуществляется газообмен и транспирация? В покривній ткани листа есть устьица - щели, образованные двумя клетками с своеобразным строением, которые называют замыкающими. Это щель, которая может время от времени открываться и закрываться. Газообмен и транспирация в растению осуществляются через устьица на поверхности листа.

В какой части листа происходит газообмен и транспирация? Если рассмотреть поперечный разрез листа в микроскоп, можно увидеть, что клетки основной ткани (мезофилла - масса клеток между верхней и нижней покровной тканями) неодинаковы. Клетки, прилегающие к верхней стороны листка, обычно образуют 2-3 слоя и похожи на столбики. Поэтому эту ткань называют стовпчастою. В ней в основном и происходит фотосинтез. Ткань, прилегающая к нижней стороны листа, называют губчатой. Она действительно похожа на губку. Это связано с тем, что в губчатой ткани есть много воздушных камер, или между клітинників. В этой ткани обычно происходит газообмен и транспирация.

Каким чьем листке транспортируются минеральные и органические вещества ? Ведущая ткань в листке представлена пучками. В состав проводящих пучков входят ситоподібні трубки, сосуды, живые клетки и часто мертвые механические ткани. Извне листка проводящие пучки имеют вид жилок.

 

Приспособления листьев к условиям среды

Рассказ. Длина листьев некоторых видов веерообразных пальм в тропических лесах островов Малайского архипелага достигает 5-10 м, в отдельных случаях -15 м, ширина - 3-4 м. Площадь поверхности таких листков-гигантов составляет от 15 до 60 м2. Но чтобы удержаться на дереве и выдержать ежедневные тропические ливни и ураганы, листок за таких огромных размеров должен быть достаточно легким и прочным. Черешок должен выдерживать не только вес листа-гиганта, но и сопротивляться природным катаклизмам. Следовательно, растения успешно приспособились к непогоде, использовав принцип гофрирования. Этот метод прост: листья тропических растений имеют в поперечном разрезе зигзагообразную форму.

Этот же принцип гофрирования наука взяла на вооружение, и он сейчас широко применяется в технике. Его используют в строительстве, чтобы повысить прочность конструкций (кровли, стены металлических гаражей, фюзеляжи самолетов, кузова автомашин и т.п.). Как называется наука, которая применяет идеи природы в технике? (Бионика).

Биологическими защитными свойствами от испарения является ноябрь - явление массового опадения листьев, связанное со изменением условий внешней среды (холодный или жаркий период года). В умеренных зонах деревья сбрасывают листья на зиму. В тропиках ноябрь наблюдается в сухой период года.

Опадение листьев осенью объясняется тем, что снижение температуры приостанавливает все функции листа. Перед листопадом в основе листка образуется отделима ткань, полости сосудов закупориваются тылам или слизью, и лист легко отпадает в месте віддільної ткани. Накануне ноября в листьях накапливаются ненужные продукты обмена веществ, которые удаляются с растения вместе с опавшими листьями.

Почему осенью листья окрашиваются в золотисто-багровые тона? В листке с наступлением холодов разрушаются пигменты, прежде всего хлорофилл. Другие пигменты (каротин И ксантофил) хранятся дольше и придают листьям осеннего окраса.

 

5. Обобщение и систематизация изученного (выполнение лабораторной работы).

А) Решите кроссворд (по наличию времени).

 

 

По горизонтали:

2. В чем осуществляется фотосинтез?

5. Боковая часть побега, характеризуется ограниченным ростом и выполняет функции фотосинтеза, газообмена и транспирации.

6. Выделение растением водяного пара в атмосферу.

По вертикали:

1. Процесс образования органических веществ из неорганических.

3. Листья с несколькими пластинками.

4. Ведущий пучок, которым осуществляется транспортировка питательных веществ в листе.

7. Листья с одной пластинкой на черешке.

 

Лабораторная работа № 7

Тема. Строение и разнообразие листков.

Цель. Ознакомиться со строением простых и сложных листьев, их разнообразием.

Оборудование: коллекции листьев или живые растения с простыми и сложными листьями.

 

Ход работы

Задача 1. Ознакомиться со строением и разнообразием простых и сложных листьев.

1. Рассмотрите предложенные гербарные образцы растений. Найдите листовую пластинку, черешок, основание.

2. Сравните натуральные объекты с рисунками. Запишите, какими цифрами обозначены листовую пластинку, черешок, основу. Под рисунком напишите название листа в зависимости от наличия черешка.

 

 

3. Выберите растения и гербарные образцы с простыми листьями, определите тип жилкования.

4. Выберите растения и гербарные образцы со сложными листьями, определите тип жилкования.

5. Результаты исследований запишите в таблицу.

 

Разнообразие листьев

Название растения

Листья простые или сложные

Тип жилкования

 

 

 

 

Задание 2. Рассмотрите предложенные типы листьев, напишите, какими они являются по способу расчленения листовой пластинки.

 

 

Сделайте выводы по результатам работы.

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, ответить на вопросы после параграфа.