Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ПРОСТЕЙШИЕ

 

УРОК № 10

 

Тема. Вольноживущие простейшие. Лабораторная работа № 2 «Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших из водоема или аквариума».

Цель: ознакомить учащихся с разнообразием свободноживущих простейших, провести лабораторную работу на наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших из водоема или аквариума.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетради [2], [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать разнообразие простейших (оборудование и материалы для лабораторной работы указаны в тексте самой лабораторной).

Базовые понятия и термины: простейшие, разнообразие простейших, евглена зеленая, вольвокс, инфузория туфелька.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Iэтап .Організаційний

Проверка домашнего задания

Учитель проверяет в тетради [2] наличие выполненной лабораторной работы № 2 «Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших из водоема или аквариума». Спрашивает, что было непонятным, были ли трудности в ее выполнении, отвечает на вопросы школьников.

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности я

Обсуждение вопрос

Евглена зеленая может фотосинтезувати. Почему же ее называют животным организмом?

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Разнообразие простейших

Евглена зеленая - типичный представитель жгутиковых. Живет в пресных водоемах, плавает помощью единственного жгутика, расположенного на переднем конце тела. В цитоплазме евглены есть хлоропласты, содержащие хлорофилл, который придает ей зеленого окраска и предопределяет способность к фотосинтезу. Поэтому на свете евглена питается как типичное растение, то есть фототрофно.

Помещена в темноту евглена зеленая начинает использовать жидкую органическую пищу, то есть питается гетеротрофно. Благодаря этой особенности питания евглена зеленая сочетающий в себе признаки растения и животного.

В основания жгутика расположен красный глазок - светочувствительная органела, что обеспечивает движение евглены к источнику света. Как и в других пресноводных простейших, избыток воды и часть продуктов обмена веществ из тела евглены удаляются с помощью сократительной вакуоли, расположенной в передней части клетки.

Инфузория туфелька - типичный представитель инфузорий. Инфузории - ц^ наиболее высокоорганизованные простейшие. Органелами движения инфузорий служат реснички, за строению во многом похожи жгутиков, но более короткие и многочисленные. Тело покрытое прочной эластичной оболочкой. Форма тела постоянная. У большинства инфузорий два ядра - большое и малое. Большое ядро имеет полиплоидный набор хромосом и регулирует процессы движения, питания и выделения. Малое ядро играет важную роль в половом процессе, выступая как носитель наследственной информации. Бесполое размножение инфузорий-осуществляется путем поперечного деления клетки пополам .

Инфузория туфелька - обитатель пресных водоемов, она достигает в длину 0,3 мм. Тело инфузории туфельки имеет постоянную удлиненную форму с тупым передним и заостренным задним концами. Оболочка густо покрыта ресничками, расположенными рядами. Работают они синхронно.

Питается инфузория преимущественно бактериями. Сбоку на теле находится ротовая воронка. По помощью навколоротових ресничек, выстилающих лейку, пищевые частицы загоняются в рот, расположен в углублении воронки, а из него поступают в глотку. На дне глотки в цитоплазме образуется пищеварительная вакуоля. Сформирована пищеварительная вакуоля отделяется от глотки и увлекается течением цитоплазмы. При достаточном количестве еды и нормальных температурных условиях (около 15 °С) пищеварительные вакуоли образуются каждые 1-2 мин. По мере продвижения вакуоли пища в ней переваривается и усваивается цитоплазмой, после чего пищеварительная вакуоля подходит к задней части тела, где через специальное отверстие в оболочке - порошицю - непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу.

Функцию осморегуляции выполняют две сократительные вакуоли. Бесполое размножение, происходит у инфузории туфельки 1-2 раза в сутки, через несколько поколений сменяется половым процессом, протекающим по типу конъюгации.

Подводя итог, необходимо обратить внимание на то, что простейшие - древнейший тип животных.

2. Колониальные простейшие

Следующий эволюционный ступень, что подготавливает появление настоящей багатоклітинності - это образование колоний.

Все рассмотренные до сих пор простейшие были одноклеточными. Это означает, что каждая их особь независимая от другой особи, даже если они образуют скопления. Однако некоторые простейшие образуют колонии. При этом особи, возникшие в результате бесполого размножения, остаются соединенными друг с другом. В отличие от многоклеточных организмов, колонии простейших состоят из очень похожих клеток.

Иногда в пресных водоемах удается увидеть зеленые студенистые шарики диаметром 1-2 мм. Это вольвокс, колониальный растительный джгутиконосець. Его поверхность состоит из множества (до 20 тысяч) клеток, которые имеют два жгутика. Клетки соединены друг с другом цитоплазматическими мостиками. Некоторые клетки вольвоксу крупнее других, в результате их деления образуются новые колонии. Сначала они развиваются внутри материнской колонии, а затем материнская шар разрывается и гибнет, а дочерние колонии освобождаются.

Колониальные простейшие интересны тем, что показывают возможные пути происхождения багатоклітинності. Вероятно, многоклеточные произошли от колоний, члены которых начали отличаться друг от друга. Начало этого процесса можно увидеть в вольвоксу. Одна сторона его колонии имеет больше клеток с глазками, а противоположная - больше клеток, служащих для размножения.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники рассматривают рисунок на с. 42 и знакомятся со строением евглены зеленой.

Дальше ученики работают с рисунком на с. 44 и изучают строение инфузории туфельки. После этого они читают текст о евглену зеленую и инфузорию туфельку на с. 42-44.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1, 2,4, 5 на с. 45.

V.Самостійна работа учащихся

Ученики выполняют в тетради [2] или в тетради [3, вкладыш] лабораторную работу № 2 «Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших из водоема или аквариума».

VIИтоги урока .

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 10, ответить на вопросы 3, 6 после параграфа на с. 45.

В тетради [3, с. 12, 13] выполнить задание.