Лекция 3
РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО МИРА
3.1 Религия Ближнего Востока Религиозная система древней Месопотамии
В течение долгого времени в Двуречье Тигра и Евфрата шел процесс отмирания одних божеств и культов и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения характера и облика тех богов, которым предстояло возвыситься и стать всеобщими (как правило, им приписывались деяния и заслуги тех, что оставались в тени или умирали в памяти поколений). Результатом этого процесса было составление религиозной системы в той ее форме, как она дошла до наших дней по сохранившимся текстам и данным археологии.
Религиозная система несла на себе заметный отпечаток реально существующей в регионе социально-политической структуры. В Месопотамии с ее многочисленными государственными образованиями, которые сменяли друг друга (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония), не было сильной стабильной государственной власти. Поэтому, хотя время от времени определенные таланисті правители (Гудеа, Саргон Аккадський, Хаммурапи) достигали немалой власти и признанной потуги, централизованных деспотий в этом регионе, как правило, не было. Очевидно, это дало о себе знать и в зафіксованім религиозной системой статусе месопотамских правителей. Обычно они не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а их сакрализация практически ограничивалась предоставлением им прерогатив первосвященника или признанием за ними права на непосредственный контакт с богом (сохранились обелиски, где изображены верховные боги, напр. Шамаш - бог Солнца в Ассирии, которые вручают царю, напр. Хаммурапи, символы верховной власти, законы, природные ресурсы). Степень сакрализации, если попытаться измерить его в абсолютных цифрах, не превышал двух третей. Вспомните, что о Гильгамеша в эпосе говорят: «Бог он на две трети, человек же - одной...»
Этот сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествление правителя способствовал тому, что в Месопотамии сравнительно легко, без ожесточенного соперничества (как это было в Египте) уживались друг с другом многочисленные боги с посвященными им храмами и жрецами, что их обслуживали. Мифология сохранила сведения о шумерский пантеон, который существовал уже на ранних ступенях цивилизации и государственности в Месопотамии. Главными считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного бога воздуха Энлиля, бога воды Эа, которого часто изображали в виде человека - рыбы, Энки - обладателя подземных пресных вод и мирового океана (позднее-божество мудрости), что он создал человека; Інанну - богиня войны и плотской любви; Намну - бога Луны; Нингирсу, бога-войовника и др. Все эти и много других богов и богинь вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых со временем менялось и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, что смешались с древними шумерами, принесли с собой новые мифологические сюжеты).
Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфную внешность и лишь немногочисленные, как Еа (напівриба) или Нергал (напіворел), несли на себе зооморфные черты, своеобразное напоминание о тотемистические представления далекого прошлого. К числу священных животных месопотамців принадлежали бык и змея: в мифах часто богов и героев называли «могучими быками», а змея почиталась как воплощение женского естества.
Несмотря на наличие верховного бога, его власть довольно часто оспаривали другие боги. Так шумерский Энлиль не имел абсолютной власти: семь пар великих богов (многие из них почитался и как звезда или планета Солнечной системы), его родственников, временами смещали его с должности, посадили в подземное царство за проступки и т.д. Подземное царство - это царство мертвых, где властвует жестокая и коварная богиня Ерешкигаль, которую сумел утолить только бог войны Нергал, став ее мужем. Все великие боги пантеона Двуречья были бессмертными, поэтому они, даже если попадали в подземное царство, возвращались оттуда после ряда приключений. Но люди, в отличие от них, смертные, следовательно их участью после смерти - вечное пребывание в мрачном царстве мертвых.
Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых - эти два начала четко противостояли в религиозной системе Двуречья. И не только противостояли. Реальное бытие земледельцев с их культом плодородия и регулярной сменой сезонов, чередованием природы, циклически просыпается и умирает, не могло не привести к представлению о тесной и взаимообусловленный связь между жизнью и смертью, умиранием и воскресением. Пусть люди смертны и никогда не возвращаются из подземного царства. Но природа бессмертна! Она ежегодно рождает новую жизнь, как бы воскрешая ее после мертвой зимней спячки. Именно эту закономерность природы и должны были отразить бессмертные боги. Поэтому не удивительно, что одно из центральных мест в мифологии месопотамців заняла история о смерти и воскресении Думузи (Таммуза).
Богиней любви и плодородия в Месопотамии была красавица Инанна (Иштар), богиня - покровительница города Урук, где в ее честь был построен храм (нечто вроде храма любви) с храмовыми жрицами и служанками, что они дарили кому-то свои ласки (храмовая проституция). Сама богиня тоже дарила свою любовь многим, и людям и богам, но самой известной была ее любовь к садовода Думузи. Довольно популярная на Ближнем Востоке, эта история имела свои варианты и спекулятивный развитие в регионах. Шумерская версия подавала историю брака Инанне с Думузи, которого она впоследствии принесла в жертву богине Эрешкигаль чтобы самой освободиться из мрачного царства мертвых. В вавилонской версии Думузи предстает не только мужем, но и братом Иштар, и погибает на охоте. Чтобы его оживить Иштар сходит в царство мертвых, где ее затачивает мстительная Эрешкигаль, через что перестает рожать природа. Боги, обеспокоенные природным катаклизмом, требуют освободить Иштар, которая выходит на землю с сосудом живой воды, благодаря которой и воскрешает умершего Думузи.
История достаточно красноречиво: Думузи как воплощение плодородия природы, погибает и воскресает благодаря богине плодородия, которая побеждает смерть. Символика достаточно очевидна, хотя и появилась она не сразу, а путем постепенной трансформации первоначального мифологического сюжета.
Мифология Месопотамии богата и весьма разнообразна. В ней можно найти и космогонические сюжеты, истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, и легенды о подвигах великих героев, прежде всего Гильгамеше, в, наконец, рассказ о всемирном потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, позже широко распространена среди различных народов, вошедшая в Библию и была принята христианским учением, не была досужей выдумкой. Она имела под собой многочисленные локальные потопы в городах Междуречье Тигра и Евфрата, как это доказал археолог Л. Вулли, и значительные общие климатические изменения (например, образование Черного моря) общего характера перед шумерским миграциями в VI тыс. до н. э.
Религиозная система Двуречья, которая менялась и совершенствовалась усилиями разных народов на протяжении веков, во II тыс. до н. э. уже была достаточно развитой. Из многочисленных мелких местных божеств, которые часто дублировали функции друг друга (например, кроме Иштар были еще две богини плодородия), встал несколько главных, общих чертах уважаемых и известных. Таким был Баал-Мардук из Вавилона, жрецы которого решали обще региональные вопросы и споры. С подъемом Мардуку связана и сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал все большую святость. Во II тыс. до н. э. было значительно пересмотрено мифологическую интерпретацию деяний, заслуг и сфер влияния всех сил потустороннего мира, всех богов, героев и духов, включая властителей подземного царства и многочисленных демонов зла, болезней и бедности, в борьбе с которыми месопотамські жрецы создали целую систему заклинаний и оберегов. На службу богам были поставлены значительные успехи магии и мантики (ворожильної и пророкової практики). Наконец, усилиями жрецов было много сделано в области астрономии (астрологии) и календаря, математики и письменности. Надо отметить, что несмотря самостоятельную культурную ценность эти переднаукові знания были тесно связаны с религией и генетически, и функционально.
Правда, надо отметить, что далеко не все знания и сферы жизни были сакралізованими. Как свидетельствуют тексты законов Хаммурапи и других ближневосточных царей, законодательная практика была достаточно свободна от религиозных представлений и носила довольно світеький характер. То есть религиозная система Месопотамии не была тотальной и оставляла пространство для развития собственного сознания, что через финикийские и сирийские влияния нашло развитие в мировоззрении крито-микенской религиозной системы.