Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 3

 

РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО МИРА

3.1 Религия Ближнего Востока

Возникновение ранних религиозных систем

 

Первые известные из истории человечества очаги цивилизации и государственности появились на Ближнем Востоке, в плодотворных долинах крупных рек Нила, Тигра и Евфрата. Ранние надобщинні политические структуры, которые сложились прежде всего в Месопотамии, представляли собой на рубеже IV - III тыс. до н. э. небольшие административные образования типа городов - государств. их центром, окруженным земледельческой периферией, было поселение городского типа, центром и символом которого был конечно храм-зиккурат, что его строили в честь определенного божества - покровителя этой политической структуры. Выдвижение храма на первый план в качестве не только духовного, но и политического и экономического центра было не случайным. Часто храм был местом проживания вождя, пребывания его административного аппарата, который в основном состоял из жрецов - чиновников. В храме были расположены амбары для хранения зерна, что его собирали из всех подвластных земледельцев или их части. В храме же обычно находились гамазеї готовой продукции ремесленников, арсеналы и т.д.

Культ обожествленного вождя, правителя - символа, посредника между мирами живых и умерших, людей и богов, был тесно связан не только с представлением о сакральности владыки, что имел магическую силу, но и с уверенностью в том, что именно молитвы и просьбы вождя скорее и быстрее доберутся до божества и будут максимально результативными. Эта уверенность, которая имела объективные резоны, способствовала тому, что в ранних политических структурах типа протодержав вождь - правитель обычно был одновременно и первосвященником, то есть высшим жрецом сверхъестественных сил, которые со временем все более вероятно воплощались в символическом образе бога, который становился могущественным покровителем данной политической структуры. В его честь в большом и многонаселенном разными богами мире сверхъестественного и строили храм, где вождь - первосвященник отправлял необходимые ритуалы. Вполне понятно, что такой храм был определенным крестовокупольным пересечением: символом связи живых с богами и центром всей жизни протогосударства. Храм каждого города было посвящено конкретному божеству. Но несмотря на определенную специализацию божества (бог Солнца, Земли, Воды или даже богиня Любви, как то было в Месопотамии), а это ни чуть не уменьшало ни его потенции, ни его забот о все стороны жизни людей, что его почитали, к тому же людей часто этнически гетерогенных. Такой новый бог должен был заменить собой всех тех тотемных предков - покровителей и почитаемых разными коллективами мелких местных духов под своей эгидой в социальной новом образовании.

Со временем возникла единая сводная система, которая включала все ранние системы каждой из протодержав с их местными богами, храмами и вождями - первосвященниками в крупную иерархическую структуру. И хотя структура не была устойчивой в том смысле, что на первый план в ней могли спорадически выходить боги той политической общности, которая в это время находилась в подчинении или стремилась к господству, она тем не менее оказалась достаточно стабильной и приобрел собственные черты и признаки, прежде всего политеизм. Была создана ее более-менее стройная доктринально-идейная основа, которая в свою очередь была наглядно отражена в системе мифов, рассказывали о славных деяниях и величественные заслугах различных богов и героев, их роль в возникновении мироздания и людей, их мудрости, сверхъестественных возможностях и т.д.