Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 3

 

РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО МИРА

3.1 Религия Ближнего Востока

Религиозная система древнего Египта

 

Другой, тотальный вариант религии представляет религия Египта. Хотя она появилась на той же материальной базе - неолитическая революция, что и в Двуречье, но природные условия долины Нила значительно раньше привели к объединению в единое государство регионов-номов. Под властью фараона оказались значительные массы різноетнічного населения, которое никогда не имело городов - государств, с большим количеством богов, зачастую дублирующих функции друг друга. Сильные пережитки тотемизма остались в многочисленных зооморфных божеств и богов-міксантропів. Например: бог Гор изображался с головой сокола или в образе сокола, как крокодил Себек или с крокодиловой головой, богиня Бастет - кошкой или с головой кошки, Сахмет - с головой львицы и т.д. Многочисленные животные почитались как священные: бык Апис, корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), крокодил, кошка, змея, птицы (как ибис, сокол, коршун и т.д.), жук скарабей, обезьяна (Тот и другие), шакал (Анубис) и много других.

Уже в III тыс. до н. э. была предпринята попытка спекулятивно совместить различные региональные и этнические культы, создав цельную систему, например, Гелиопольскую эннеаду (с гр. - бубновая девятка главных богов в пантеоне. Главный бог Ра, сам себя запліднивши, родил первых богов: Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Те в свою очередь создали вторую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, в которых родилась четверка детей Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Боги эннеады - нефери, считались еще и первыми царями Египта, от которых власть генетической линией доводилась до современных фараонов. Таким образом, религия египтян носила не только політеїстичний, но и политический характер.

Насколько многочисленным был пантеон древнего Египта, говорит отрывок из международного договора Рамсеса II с хеттами, где почтение памяти тысячу богов и богинь Египта. Но как на небе во главе всех стоит один бог (Ра-Амон, Пта, Доме или другой), так и на земле только фараон может отличить, к кому из богов обращаться с требованиями процветания и плодородия. А сложную работу по иерархическому упорядочению пантеона берут на себя профессионально организованные в храмовые жрецы касты.

Относительно политического характера египетской религии, то особую роль в ней играл обожаемый фараон. Он считался воплощением божества в образе человека, богочеловеком. Его рождение было результатом священного брака бога - отца, напр., Ра-Амона, и земной матери фараона. Имя фараона было священным. Никто не смел произносить (табу), чтобы не нанести фараону вреда. Собственно, слово фараон и означало символическое именование царя - «большой дом». Все его деяния носили священный и символический характер (как первая борозда, приказ Нилові разливаться и т.д.) и приобретали значение божественного повеления.

Египтяне представляли своих богов могучими и грозными. Боги создали людей только с одной целью, чтобы те служили богам. Если люди об этом забывали, их ждала суровая кара: засуха, потопы, моры, нападения саранчи и т.д. От воли богов зависела и общественная и индивидуальная судьба людей. Поэтому для обеспечения благоволение богов принадлежало им ревностно служить, заботиться об их достойное содержание. Так сформировалась развитая культовая система: строились храмы, создавались статуи богов, содержалась большое количество жертвенных животных и т.д. Все эти культовые действия были прерогативой касты жрецов, наделенных значительной силой и влиянием прежде всего потому, что они осуществляли все необходимые для жизнедеятельности государства и ее отдельных членов обряды. Считалось, что без этих обрядов земля потеряет плодородие, войско не одержит победы, ни один умерший не попадет в загробное царство Осириса. Именно Осириса как бога, который умирает и воскресает, в области которого, локализованной в северном полушарии неба рядом со звездой Сотис и Полярной звездой, умершие получали блаженство. В отличие от этого царство Сета в западных землях, в пустыне Сахара, считалось местом вечного наказания.

Жрецы выполняли к тому же и ряд государственных функций по ведению хозяйства, проводили астрономические наблюдения, писали законы, руководили строительством культовых сооружений. Вообще Знания, правда, достаточно осведомленные, были сакралізовані в Египте. Не случайно греческое название государства «Черной Земли» - Хеми «Египет» переводится как «тайна», «загадка», а от самоназвания походило греческое слово «химия» в смысле магическая, чародійська наука. Именно выдающиеся жрецы, такие как Имхотеп, не только были изобретателями новых типов сооружений (как пирамида), но и методов лечения, косметики, бытовых удобств и т.д.

Значительное место в религиозной системе Египта занимал заупокойный культ. Он базировался на представлениях египтян о структуре жизни, которая состоит из физического тела любого существа или объекта животного мира, духовного двойника и душевного субстратов, в которых включалась и его название - имя (ка, ба, ах). Только совместное существование этих составляющих может дарить бессмертие. И если ка, ба и ах обеспечивали блаженство в царстве Осириса, то сохранение нетленным физического тела давало надежду на воскресение во плоти по втором пришествии в мир в качестве верховного бога Осириса. Эта идея не только положила начало традиции бальзамирования и сложном и очень пышном обрядовые захоронения, а еще через коптское раннее христианство пришла в христианскую догматику в идее Тысячелетнего Царства - Миллениума.

На почве культа фараона предпринимались в истории Египта начать монотеистическую религию, как это было с реформой фараона Эхнатона. Тем более, что и сама теологическая система Египта имела определенные представления о Бога-вседержителя и Творца (в форме Ра-Атона или Хапи - Пта). Но эта идея не выдержала противостояния с одной стороны доктринально-культовой оппозиции жрецов, а с другой - традиционного суеверия народных масс.

Хотелось бы, объективности ради, обратить внимание на третий, домонотеїстичний, тип локально-государственнических, но достаточно широко распространенных религий Ближнего Востока. Это зороастризм (маздаїзм). Он где-в-чем принципиально отличался от первых двух представленных типов религий этого региона.

Зороастризм - религия древних иранцев - генетически связан с индоевропейскими религиозными системами. Сложный религиозно-культовый содержание зороастризма и его передтечій было зафиксировано в корпусе священных текстов Авесты, что была родственная «арийским» Ведам. Зороастризм Авесты - это учение пророка Зороастра (Заратуштри), исторической личности начала i тыс. до н. э., харизматичного лидера древних иранцев.

Эта система имела целью философское осознание мира, понимания сущности господствующих в нем связей и отношений, выявления того главного, что творится вокруг человека. Центральное место в системе занимала этика, а основанные на ней принципы были главными жизненными критериями социума и отдельного человека.

Суть учения сводится к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря - мир добра и мир зла, сила света и царство тьмы. Мир света, добра и справедливости в этой дуалистической системе воплощает Агура-Мазда (на греческом - Ормузд), мир тьмы и зла - Ангра-Майнью (Ариман). Между светлым и темным началами идет ожесточенная борьба не на жизнь, а на смерть. Агура-Мазде помогают в этой борьбе духи чистоты и добра. Ангра-Майнью - силы зла. Духи добра - сила творческая, духи зла - разрушительная.

Эта главная идея в зороастризме имела большое социально-этическую направленность, поскольку призвала человека, как арену битвы космических сил, стать чище, справедливее, более творческим не только в действиях, но и в помыслах. Именно очищению, духовному и физическому, посвящены многочисленные ритуалы. «Грязным» считалось тело умершего, поэтому его не доверяли чистым стихиям - огню, воде, земле, а выставляли на потраву птицам (грифам) в специальных башнях-ямах. «Грязными» считали калек, женщин после родов и в определенные периоды жизненного цикла, больные и т.п. Всем им необходимо было пройти обряд очищения, который осуществляли специальные жрецы в определенное время. Вот почему такое развитие получила и авестийская астрология.

Поскольку чистые стихии, особенно огонь, имели мощные очищающие свойства, зороастристів часто называют «огнепоклонниками». Кроме огня очищающую функцию несли вода, воздух, земля, растения. Сложные культовые и мантические практики были в ведении специализированной касты жрецов - магов (родственные индийским брахманам) и проводились не в храмах (их почти не строили), а на священных участках с песнями, вином, воспалением многочисленных очагов. Кроме стихий священными считались определенные растения и животные, например: бык (олицетворение Митры - бога справедливости, добра, спасения и договора), лошадь, собака, кабан, даже гриф, что поедал трупы (хотя он скорее был на стороне зла). Но пережитков тотемизма было немного.

Мифология зороастризма довольно бедная, но довольно интересная. Во-первых, обращает на себя внимание космогония: кроме круглой земли, океана и неба существуют особые светоносные сферы и рай. Относительно людей, то первым из них был Їма, который по велению Агура-Мазды творил добро, занимался земледелием и скотоводством, выращивал растения, животных, птиц. Он же был и первым магом, который творил землю для насаждения на ней жизнь ударом кнута. Но потерпев спеси, Їма перестал слушать Агура-Мазду, начал вкушать мясо священных быков, разрушать, а не творить мир. За это Иму было изгнано из рая, а все человечество потеряло бессмертие. Так закончилась идиллия золотого века, и началась битва добра и зла.

Концепция греха, как морального падения человека, индивидуального греха, как и индивидуальной его искупления не впервые появляется именно в зороастризме. Именно в зороастризме посмертная судьба человека зависит от наработанного за жизнь добра или зла (идея кармы). Безсмертю тела не придавалось большого значения. Главным же для духовного спасения было следование вере, действие на стороне добра, битва со злом, поскольку даже пассивная позиция была на руку армии Арина. А кто не в раю, то в аду. Это, бесспорно, оказало влияние на христианство.

Другим элементом, который повлиял на христианство, было эсхатологическое (пророческое и обращенное в будущее) учение о конце мира, «страшный суд», а также о пришествии мессии, определенного воплощения Заратуштри, который спасет человечество и тем наконец выиграет битву добра против зла.

Именно в зороастризме постепенно нарастают монотеистические тенденции. Сначала усиливается именно культ Агура-Мазды. На рубеже нашей эры на передний план вышел культ бога света Митра, который сначала был ближайшим помощником Ормузда и предводителем его войск. Именно в форме митраизма зороастризм распространился по Римской империи (из-за легионеров, которые признали его своим спасителем и покровителем). Ежегодно в день Всепобеждающего Солнца - 25 декабря праздновали день рождения Митры. В этот день причащались хлебом и вином как телом и кровью Митры, прощали друг другу и просили прощения у всех, даже собственных рабов.

Все эти совпадения даже в деталях (день рождения, причащение, сам культ мессии-спасителя, не оставляют сомнений в том, как митраизм сильно повлиял на формирование концепции христианства. А это означает, что вместе с митраизмом в христианство могли быть включены определенные положения зороастризма, о которых шла речь выше.