Урок 118
Тема. Нахождения
числа по его процентам
Цель: сформировать
понятие нахождения числа по его проценту (дробью); выработать умение
использовать задания, предполагающие нахождение числа по его процентам.
Тип урока:
применение знаний, навыков и умений
Ход урока
И. Актуализация
опорных знаний
Устные упражнения
1.
Найдите
значение выражения:
1) 0,02 : 4 · 100;
2) 16 : 0,8 · 100;
3) (0,1 + 0,9 :
0,45) : 0,07;
4) 2,4 · 3 - 2,4 :
3.
2. Золотую медаль за успех в учебе получили
14 выпускников, что составляет всех учащихся
школы. Сколько учеников учится в этой школе?
3.
Возраст
Петрика составляет возраста его отца. Сколько лет отцу,
если Пете 8 лет?
4.
Запишите
обычным дробью: 1) 14%; 2) 120%; 3) 5%.
II. Применение знаний
Учитель предлагает
ученикам сравнить условия и решить задачи.
1.
Сливочное
мороженое содержит сахара. Сколько килограммов мороженого
изготовлено, если было использовано 49 кг сахара?
2.
Сливочное
мороженое содержит 14% сахара. Сколько килограммов мороженого изготовлено, если было
использовано 49 кг сахара?
3.
Понятно,
единственная разница в условиях задач - вместо дроби у первой задачи стоит 14% во второй.
Но, учитывая, что 14 % = , имеем идентичные
решение:
1) 49 : 14 = 3,5
(кг) составляет 1% мороженого;
2) 3,5 · 100 = 350
(кг) изготовлено мороженого.
(Или можно записать
одно выражение: 49: 14 · 100 = 350 (кг))
Ответ. 350 кг.
Итак, чтобы найти
число по значению его процентов, надо разделить на количество процентов и
умножить полученный результат на 100.
III. Формирование умений
@ Решения задач начального и
среднего уровня не вызывает у учащихся затруднений, если известно, какой именно алгоритм
применять. Но обычно ученики ошибаются в задачах на проценты, поэтому
главная цель этого урока - научить учащихся различать типы задач: на нахождение
процентов от числа (предыдущая тема на нахождение числа по его процентам.
Поэтому перед письменным решением упражнений было бы уместным решить устные
упражнения. 1.
1. Руда содержит 60% железа:
1) Сколько можно
получить железа из 72 т руды?
2) Сколько надо
взять руды, чтобы получить 72 т железа?
Чтобы показать
разницу в условии задач, можно записать их краткую условие:
1)Руда
|
|
Железо
|
2) Руда
|
|
Железо
|
72 т, 100%
|
|
60%, ?т
|
?т, 100%
|
|
60%, 72 т
|
Поэтому: 1) задача на
нахождение процентов от числа;
2) задача на
нахождение числа по его процентам.
После этого ученики
письменно решают исправил№№ 1053; 1054; 1056; 1060; 1062 на усвоение
алгоритма нахождения числа по его процентам и, если хватит времени, № 1077.
IV. Итог урока
Вопрос к классу
1. Чему равняется число, 1% которого составляет:
1)7; 2) 0,7; 3)3,6; 4) 5,123?
2. Из выражений соответствует условию задачи?
Найдите число, 30% которого равны 60:
1) 60 : 100 · 30;
2) 30 : 100 · 60;
3) 60 : 30 · 100;
4) 60 · 30.
V. Домашнее задание
п. 35, №№ 1055;
1057; 1059; 1061; на повторение № 965 (5).