Урок № 118
Тема. Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики зависимостей
Цель: подготовить учащихся к выполнению к тематической контрольной работы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний умений, навыков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
@ Задачу № 2 проверяем фронтально, поскольку она является нестандартной, по описанию надо сделать график (см. рис ).
III. Воспроизведение знаний
Вопрос к классу
1. Какие прямые называются такими, что пересекаются? перпендикулярными? параллельными?
2. Как называются координаты точки на плоскости и что они показывают?
3. Как построить график зависимости между двумя величинами? (Например, временем и температурой Т °С)?
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений
@ Вполне логичным является разбивка тематических задач, предложенных для решения, на три содержательных блока:
1) перпендикулярные и параллельные прямые;
2) координатная плоскость;
3) графики.
1). Перпендикулярные и параллельные прямые
1. Начертите:
а) две прямые d и е, которые пересекаются;
б) параллельные прямые r и s;
в) перпендикулярные прямые m и n.
2. Начертите ΔAВС. Через вершину С проведите прямую а, чтобы а || ВС, и прямую b, чтобы bBC.
2). Координатная плоскость
3. Запишите координаты точек А, В, С, D, Е, F, G, Н на рисунке.
4. Начертите систему координат и отрезок, концом которого являются точки K(-4; 2); L (3; -1,5).
Отметьте на отрезке точки, абсциссы которых равны -2; -1,4; 0; 1; 2.
5. На координатной плоскости постройте прямоугольник ABCD, у которого A(-2; 2); B(5; 2); С(5; -3).
а) Какие координаты имеет точка ЭР.
б) Какие координаты имеет точка пересечения диагоналей АС и BD?
в) Найдите длины сторон и вычислите периметр и площадь прямоугольника ABCD.
3). Графики
6. Постройте график температуры по таблице:
Время, ч |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Температура, °С |
0 |
-2 |
-4 |
-5 |
-5 |
-3 |
0 |
2 |
7. На рисунке изображен график движения мотороллера.
а) Какое расстояние преодолел мотороллер?
б) Через какое время после начала движения мотороллер находился на расстоянии 20 км, 40 км, 70 км, 100 км от пункта отправления?
в) На каком расстоянии от пункта отправления находится мотороллер через 1,5 ч, 3 ч после начала движения?
г) На каком километре было сделано остановку и как долго она длилась?
V. Итоги урока
Тестовые задания
1. Из записей по рис.1 неправильный?
1) т || k; 2) nl; 3) mn; 4) kn.
2. Какая из перечисленных точек (рис. 2) имеет координаты (-2; 4)? 1) М; 2) T; 3) Е; 4) D.
3. График движения велосипедиста представлены на рис. 3. Какой была самая большая скорость его движения?
1) 15 км/ч; 2) 25 км/ч; 3) 80 км/ч; 4) 26 км/ч.
VI. Домашнее задание
1. Проведите прямую а и выберите на ней некоторую точку А. Постройте перпендикуляр ВА к прямой а длиной 2 см.
2. Начертите две параллельные прямые, расстояние между которыми 2,5 см.
3. Постройте прямоугольник ABCD, если A(-5; 0); B(-5; 3); C(0; 3); D(0; 0). Найдите периметр и площадь этого прямоугольника.
4. Постройте график движения пешехода:
Время, ч |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Расстояние, км |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
По графику найдите:
а) расстояние, которое преодолеет пешеход за 1,5 ч;
б) время, за которое пешеход преодолеет расстояние в 12 км 500 м.