Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

Урок 117

Тема. Проценты. Нахождение процентов от числа

 

Цель: сформировать умения, отработать навыки нахождения процентов от числа; провести диагностику усвоения знаний и умений.

Тип урока: применение знаний, навыков и умений.

Ход урока

I. Разминка
Устные упражнения

1. Раствор содержит соль и воду. Соль составляет 9% раствора. Сколько процентов составляет вода?

2. Сплав состоит из меди, цинка и алюминия. Медь составляет 58% сплава, цинк - 34%. Сколько процентов сплава составляет алюминий?

3. Сколько надо взять воды и сколько соли, чтобы получить 12 кг 30% раствора?

4. Чему равны: 1) 40% от 40%; 2) 30% от 50%?

 

II. Проверка домашнего задания

Вторая половина урока посвящена выполнению самостоятельной работы, поэтому, собрав тетради учащихся после выполнения работы, учитель проверяет как качество выполнения домашней работы, так и самостоятельную работу.

 

III. Совершенствование знаний

Предварительная беседа. Прежде чем приступить к разбору примера 3 (п. 34), учитель расскажет учащимся, что вообще в начале прошлого столетия проценты были понятием коммерческой арифметики, определения которой давали только относительно денежных расчетов, например: «Процент есть прибыль, получаемая с каждых ста рублей капитала, выданного на определенный срок». Теперь проценты получили значительного распространения (их используют в химии, биологии, в физике, производстве и т.д.). Но, ранее, процент используют в денежных расчетах. Например, когда вкладчик кладет в банк какую-то сумму, банк за каждый полный год (когда деньги лежат в банке) начисляет определенный процент от положенной суммы. (Так и говорят: п процентов годовых). Для того, чтобы узнать, какую же сумму банк начисляет и, соответственно, сможет забрать из банка вкладчик после начисление процентов, также можно применять правило нахождения процентов от числа.

После этой беседы учащиеся под руководством учителя разбирают пример 3 (п. 34).

 

IV. Отработка навыков

Решение упражнений: №№ 1044; 1079.

Дополнительные задачи

В школьной библиотеке 1800 книг. Из них 28% составляют книги научно-популярной тематики, 43% - книги зарубежных писателей, а остальные - украинских. Сколько книг украинских писателей в библиотеке?

 

V. Самостоятельная работа

Вариант 1

1. В табуне было 300 лошадей, из них 36% составляли вороне. Сколько вороных коней в табуне?

2. В столовую завезли 160 кг овощей. Капуста составляла 48% всех овощей, морковь - 23%, а картофель - остальное. Сколько килограммов картофеля завезли в столовую?

Вариант 2

1. В стаде было 200 животных; 43% из них составляли овцы. Сколько овец было в стаде?

2. Нужно было отремонтировать 140 км дороги. За первую неделю отремонтировали 36% дороги, за второй - 32%, а за третий - оставшиеся. Сколько километров дороги отремонтировали за третью неделю?

 

VI. Домашнее задание

п. 34, №№ 1045; 1046; на повторение № 1051.