Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ДНЕСТРЯНСКИЙ Станислав Северинович (18.11. 1870, Тернополь - 05.05.1935, Ужгород) - выдающийся рус. юрист, представитель соціол. школы права. В течение 1898 1918 гг. преподавал в Львовском ун-те (с 1901 проф.). С 1919 г. принимал активное участие в создании Укр. свободного ун-та (УСУ), где занимал должности декана, ректора и проректора. С 1927 г. - штатное академик АН УССР. Действительный член НТШ. Большую соціол. значимость имеет обоснованная им теория социальной связи. Она заключается в том, что социальные связи возникают из необходимости удовлетворения людьми своих потребностей. Исторически социальные связи развиваются от наименее простых - семьи - до наиболее сложных, какими являются народ и государство. Социальными связями являются также церковь, поколения, сусп. классы, сословия и т.д.

Считал, что условием успешного функционирования социальных связей является наличие норм, которые обусловлены внутренними убеждениями о взаимной зависимости людей в процессе удовлетворения ими своих потребностей. Эти нормы, формой реализации которых является обычай, имеют этический характер. Каждый социальный связь живет своей особой жизнью, имеет свои особые цели и средства их достижения. А лицо принадлежит к разным социальным связям, выполняет в них различные обязанности и придерживается различных правил. Внутренним и внешним потребностям организации порядка в связи соответствует содержание социально-этических норм. Д. писал, что "организация связи выбирает из тех норм старейшины, и се есть право связи". Следовательно, те правила, которые являются самыми важными, самыми необходимыми для существования социальной связи, которые делают возможным мирную жизнь членов связи между собой, является правом.

Однако организация связи не может при выборе норм вести себя самовольно. Необходимо, чтобы они не переступали рамки социальной этики, которая является этическим идеалом "в применению к социальных связей", "подает основы для их успешного существования". Отсюда следует, во-первых, что источником права являются социальные связи, где оно рождается, а не закон; во-вторых, нормы права - это минимум социально-этических норм социальной связи, поскольку лишь некоторые социально-этические нормы того или иного социального связи приобретают авторитативного характера.

Формы права зависят от формы организации социальной связи. Обычное право - это право всех социальных связей за исключением государства. Право государства зафиксировано в законах.

Важными являются представление Д. о государстве и нации как формы социальной связи. Элементами государства, прежде всего территория, а также населения и государственная организация. Государство, в отличие от других сусп. связей, применяет физ. принуждение.

Считал, что отношение государства к другим сусп. связей - и отрицательное, и положительное. С одной стороны, государство, хотя и сохраняет контроль над низшими социальными группами, все же не может пренебрегать внутренней органической силой сусп. связей, что творят из себя все новые социально-этические нормы, а следовательно, не может устранить тех правовых норм, которые творятся в "удельной" силой других социальных групп. А потому в новейшей стране множество социальных связей начали свою сусп. работу, и, таким образом, кроме гос., творилось сусп., то есть народное право.

С другой стороны, государство согласовывает спорные юридические нормы различных групп и важнейшие из них защищает. Элементами нации как социальной связи являются: люди, природная территория (на которой родятся люди"), а не истор., как у государства; народная культура. Именно культура является главной социальной основой нации. Каждая нация имеет свою собственную культуру, даже если не имеет своей гос. организации. По мнению Д., евол. развитие идет в том направлении, что нация, как сообщество, которое живет на своей территории, стремится к тому, чтобы собственной культуре открыть путь к "цивилизации", то есть чтобы на своей нац. территории создать собственную гос. организацию.

Тв.: Обычное право и социальные связи // Часопись юридическая и экономическая. Львов, 1902. Т. IV-В; Взгляд на теории права и государства. Львов, 1925; Социальные формы права //Записки социально-экономического отдела ВУАН. 1927. Т.У-УИ; Юбилейный сборник в честь профессора доктора Станислава Днестрянского. Прага, 1923.