Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕКСТОВАЯ - активность индивида, направленная на создание или интерпретацию текста, то есть знаково-зафиксированного содержательного сообщения. Д. т. инициируется потребностью автора текста или того интерпретатора, который выступает от собственного имени или от имени реальной или воображаемой группы с целью предоставить ее членам значимую для них информацию. В отличие от вербального поведения, что предполагает спонтанные или стереотипные речевые реакции, Д. т. индивида в большей степени предполагает осознание формулировки утверждений, мнений и оценок, так же, как и большую степень подчиненности этого понимания (осознания) реализации определенного замысла или коммуникативного намерения индивида. Как один из видов предметного действия, Д. т. имеет ориентировочную, исполнительную и контрольно-коррекционную фазу. Ориентировочная фаза предполагает осознание и эмоциональное переживание проблемной ситуации общения и коммуникативного намерения индивида, а также поиск путей и способов наиболее адекватного воплощения коммуникативного намерения. Исполнительная фаза заключается в материализации намерения с привлечением средств того или иного языка общения; контрольно-коррекционная фаза - в проверке адекватности как самого намерения сообщение, так и его текстуально представленной версии.

Разновидности Д. т. - создание и интерпретация текстов - иногда могут быть темпорально-совмещены, а иногда и разобщены. Один и тот же текст может толковаться по-разному тем, кто его создал, и тем, кто его воспринимает (коммуникатором и реципиентом).

Понятие Д. т. дает возможность социологам уточнить представления об участии субъектов в символ, культуре и о различные виды индивидуальной и групповой активности, которые не совпадают с целью и средствами реализации.

Д. т. не совпадает с вербальной поведением как за стратегией реализации социальным субъектом собственной коммуникативной активности, так и за объектом, который становится фокусом соціол. исследования (см. Поведение вербальная).