Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ДОНЦОВ Дмитрий Иванович (17.08.1883, Мелитополь - 30.03.1973, Канада) - рус. публицист, лит. критик и политик. С 1939 г. - в эмиграции. Становление соціол. взглядов происходило под влиянием работ Г. Спенсера, Ч. Дарвина, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Парето, Л. Гумпловича и др. Выходные соціол. принципы Д. такие: иррационализм, волюнтаризм, национализм, признание борьбы за существование как основного закона человеческого общежития.

Д. отверг позитивист, веру в разум, а также в "незыблемые" законы сусп. развития, которые, по его мнению, являются законами видимых явлений, устойчивых связей, величин, статики. Однако эти законы не способны объяснить невидимого, того, что движет мир, не способны найти активно творческий фактор подсознательного, иррационального. Таким фактором и является воля, социальное значение которой заключается в том, что она, а не разум является движущей силой человеческой деятельности. Па основании этого положения Д.. строит свою идеологию волевого национализма, согласно которой нация является одной "из самых эманаций воли к борьбе и борьбе за свободу". Другая основная основание национализма - укрепление воли нации к жизни, к власти, к экспансии. В міжнац.. борьбе за выживание побеждает более сильная нация. Собственно, Д. понимает и прогресс как право сильных рас организовать людей и народы для укрепления существующей культуры и цивилизации. В соответствии считал, что есть народы высшие и межовартісні, народы, которые умеют править другими и собой, и народы, которые этого не умеют.

По Д., возглавляет нацию каста лучших людей, ведущая слой. Здесь наталкиваемся на еще одну соціол. тезис Д., а именно - кастовое разделение общества. По мнению Д., любое общество имеет иерархическое строение, то есть разделено на высшие и низшие касты Это разделение имеет не социальный, а "человеческий" характер, то есть люди делятся на касты в зависимости от природных способностей.

По мнению Д. рус. история в первой пол. XIX в. свидетельствует, что идея иерархичности, кастового уклада общества была непреложным правилом бытия украинцев.

Итак, согласно Д. человеческое общество аристократическое. В сусп. жизни ведущая каста выполняет роль формотворця, то есть именно она определяет место, функции и т.п частей (лица, сообщества) в интересах целостности сусп. организма. Именно высшая каста своими идеями и духом держит общественность, дает ей силу, предохраняет от агрессии, не дает эгоистичным центробежным тенденциям частей "разбежаться" и уничтожить форму, обернув организм снова в "аморфную массу". Этого она достигает, руководствуясь не интересами отдельных частей или "гуманного отношения" к атомам, а интересами охраны целостности. Именно ведущая слой создает государство, тогда как масса, по мнению Д., стремится к малітарності, которая является прямым путем к тирании.

Согласно Д. государство характеризуют три составляющие: территория, народ (население), власть, которая является важнейшей из этих составляющих, поскольку от нее зависит судьба государства.

Тв.: Национализм. Лондон, 1966; Дух нашей давности. Дрогобыч, 1991; История развития украинской государственной идеи. К„ 1991.