Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

I семестр

Тема 1. Эхо эпох в музыкальном искусстве

 

Тема. Музыкальное искусство и современность

Урок 9

Тема урока. Стиль. Джаз. Импровизация. Импровизационный развитие. Разучивание песни В. Ивасюка "Червона рута".

Слушание музыки. Негритянский спиричуэлс "Молитва", Л. Армстронг. "Блюз западной окраины"

 

Цель урока: дать детям понятие о джазе и его направления; формировать у детей творческие способности; развивать вокально-хоровые навыки и музыкальную память; воспитывать интерес к джазу.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, аудио-запись, фортепиано.

Ход урока

И. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

 

II. Распевки.

1. Пение мажорного и минорного звукорядов от до, ре. Тонические трезвучия.

 

image260

 

2. Пение упражнений на подвижность голоса, построенных на данном звукоряде.

- Выполнение начале упражнения. Дети заканчивают ее, составляя свой вариант. Составление мелодии без предварительной подготовки называется импровизацией. Важное место импровизация занимает в народном музыкальном творчестве. Народные певцы, инструменталисты (троистые музыки) развивают напевы в процессе исполнения и игры.

Импровизации бывают на заданный ритм или на заданный текст.

Задачи: осуществить импровизацию на украинскую народную песню.

 

III. Слушание музыки.

На основе импровизации в XX в. возник особый вид искусства джаз. Своими корнями джаз связан с различными формами негритянского фольклора. Джазом в те времена называли небольшие оркестры, а музыку в их исполнении - джазовой. Основными источниками возникновения джаза стал спиричуэлс и блюз, возникших в США. Американские песни стали забываться, их место заняли религиозные гимны, которых обучали негров миссионеры, которые навязывали им христианство. Но негры, обладая своеобразным тембром голоса, произношением, чувством ритма, пели эти гимны на свой лад, выражая надежду на лучшую жизнь. Так возник спиричуэлс (духовные песни американских негров), которым свойственна коллективная импровизация подголосков, характерная ритмика. Спиричуэлс стал одним из основных источников джаза.

- Прослушивание „Молитвы” в исполнении Махелія Джексона.

Вторым источником джаза стал блюз - народная песня американских негров. Это сольные песни в сопровождении банджо или гитары, обнадеживающего характера (слушание).

Джазу присущи характерные особенности, импровизационный характер изложения мелодии, регулярная ритмическая пульсация, повышенная эмоциональность, неакадемические способы звукоизвлечения. Всемирно известные оркестры Луи Армстронга, Дюка Еллінггона, Эллы Фитцжералд, Леонида Утесова, Эдди Рознера, Глена Миллера, Олега Лундстрема. Колыбелью джаза стал город Новый Орлеан, которое дало миру талантливого джазового музыканта Луи Армстронга, который родился в бедной негритянской семье, и благодаря вдохновению и музыкальным способностям стал известным на весь мир.

Послушайте „Блюз западной окраины” в исполнении ансамбля под управлением американского джазмена, певца и трубача Луи Армстронга (Слушание произведения). Ни один джазмен не мог сравниться с Дюка Эллингтона по широте творческого диапазона. Это композитор, музыкант, художник и организатор джазовых ансамблей, а также их популяризатор. Большую роль в популяризации стиля свинга (джазовый ритм) сыграли московские коллективы 30-40х годов. А в 50-60-х годах возобновили деятельность биг-бэнды Эдди Рознера и Олега Лундстрема („бэнд" - маленький оркестр из духовых инструментов).

Негритянские духовные гимны влияли на творчество не только джазовых композиторів. их интонации встречаются в опере Дж. Гершвина „Порги и Бесс”, украинских композиторов Льва и Жанны Колодубів в мюзикле „Приключения на Миссисипи” по мотивам произведения Марка Твена „Приключения Гекльберри Финна”. Действие мюзикла происходит в Новом Орлеане, где великая река Миссисипи впадает в океан. В большом портовом городе живет много темнокожих рабов, которые живут тяжело, но умеют веселиться по-особенному - таким является сюжет произведения.

2. Характеристика прослушанных произведений.

- Какой характер музыки „Молитвы”?

- Можно ли отнести ее к развлекательной, легкой музыки?

- Нет, ведь в нем сочетается глубокая скорбь и гордость не уничтоженной рабством человеческого достоинства.

- Что вы можете сказать о блюз и музыку к оперетте „Приключения на Миссисипи?

- На чем базируется джаз?

- На импровизации.

Импровизация - это создание музыки в ходе выполнения.

Наиболее ранний стиль джаза - диксиленд, где ведущим инструментом является труба, кларнет, тромбон и банджо.

Более сложный стиль возник в 30-х годах на основе аранжировки свинг-джаза.

В это время создаются крупные ансамбли из 15-20 музыкантов, что их называли биг-бэндами. В 40-х годах возникает стиль модерн - джаз или би-боп, в котором осложнилась мелодика, ритмика, гармония.

В противоположность этому в 50-х годах возник куп (прохладный). Этот стиль сочетай виртуозную технику с полифоническими приемами. А дальше появляется большие количество различных джазовых стилей и направлений: фри-джаз, модальный джаз, джаз-рок.

 

Червона рута

Слова и музыка В. Ивасюка

 

Умеренно

image261

 

IV. Разучивание песни В. Ивасюка „Червона рута”.

Ты признайся мне,

Откуда у тебя эти чары,

Я без тебя все дни

В плену печали.

Может, где-то в лесах

Ты чар-зелье искала,

Солнце-руту нашла

И меня зчарувала?

 

Припев:

Червону руту

Не ищи вечерами, -

Ты у меня единственная.

Только ты, поверь.

Бо твоя врода -

То есть чистая вода,

То есть быстрая вода

С синих гор.

 

Вижу я тебя в снах,

В дубравах зеленых,

По забытым тропам

Ты приходишь ко мне.

И не надо нести

Мне цветок надежды,

Ибо давно уже ты

Вошла в мои мечты.

 

Припев.

 

С творчеством этого композитора вы, дети, уже знакомые, потому что изучали его „Балладу о мальвах”, „Водограй”. А сегодня изучим еще одну песню - „Червона рута”, первое исполнение которой стало датой рождения вокально-инструментального жанра в Украине.

- Кто знает, что это за цветок - червона рута.

- Слушание легенды.

Когда в карпатском селе жила девушка. Она любила молодца, и не могла ответить на его любовь, поскольку боялась предательства. И пошла она в лес искать красную руту. Идет лесом, преодолевает тьму и страх, а когда выбилась из сил и упала на землю, то увидела красный огонек. Да, это была рута - волшебный цветок. Немногим суждено ее сорвать. Лишь раз в 10 лет она цветет и приносит счастье тому, кто ее сорвет.

С тех пор понятие „червона рута” ассоциируется с именем. Ивасюка. Песня вошла и в десятку лучших песен года, прозвучав на телефестивале „Песня-71”.

2. Художественный показ песни.

3. Разучивание песни с нотным текстом.

(Определить тональность, размер, ритмический рисунок.).

 

V. Итог урока.