Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 

§ 2. Философские проблемы периодизации истории

Периодизации исторического процесса. Г. Фихте

 

Оригинальный подход к периодизации исторического процесса предложил И. Г. Фихте (1762-1814). Он считал, что «цель земной жизни человеческого рода - свободное и сообразно с разумом устроение всех своих отношений. ... Воля должна быть наукой в разумных законах, согласно которым род по-винный устраивать через свободное искусство свои отношения». Итак, главный критерий выделения эпох у Фихте воля, степень отдаленности ее от инстинктов. Всего немецкий философ определяет пять эпох:

 

1) эпоха, когда человеческие отношения устанавливаются без принуждения, благодаря одному разумному инстинкту;

эпоха, в которую этот инстинкт, ставший слабее и проявляющийся лишь в немногих избранных, превращается последними в принудительный для всех внешний авторитет;

эпоха, в которую отвергается этот авторитет и вместе с ним разум в единственной форме, в какой он проявлялся до этого времени;

эпоха всеобщего распространения в человеческом роде разума в форме науки;

эпоха, в которую к науке присоединяется искусство, чтобы твердой и верной рукой превратить жизнь согласно с наукой...

Потом род человеческий вступает в высшие сферы другого мира. Позиция Фихте во многом навеяна Просвещением и Великой Французской революцией.

Вроде бы нет ничего проще, чем назвать периоды всемирной истории: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время - вот те периоды, которые многие назовут безошибочно. Отбросим Новейший время и получим классическую триаду - периодизацию, что существует не одно столетие, «Мистическая троица эпох в высшей степени привлекательна для метафизического вкуса Гердера, Канта и Гегеля... Мы видим, что не только для них: она приемлема для историко-материалистического вкуса Маркса, она приемлема и для практически-аксиологического вкуса Макса Вебера, т.е. для авторов любой философии истории, которая удается им некоторой заключительной стадией духовного развития человечества. Даже большой Гайдеггер, задаваясь вопросом, в чем сущность Нового времени, опирался на ту же триаду,» - констатирует во введении к книге немецкого философа Освальда Шпенглера наш современник А. Дубнов.

О. Шпенглер был одним из первых, кто подверг сомнению «наглядно-популярно членения» всемирной истории на три эпохи. XX век стал временем, когда много философов, социологов и историков, обращаясь к опыту прошлого и исследуя тенденции настоящего, пытались создать свои периодизации истории.

Понятно, что единообразия в подходах к проблеме периодизации истории нет: ведь выделение периодов в истории зависит от критериев, которые положены в основу периодизации.

За основу периодизации истории брались, к примеру, орудия труда (В. Ростоу, Д. Белл, О. Тофлер), рост количества населения (Т. Г. Мальтус), географическая среда (Я. Монтескье) и др.

Карл Ясперс (1883 - 1969) сделал вывод о том, что история - это прежде всего переход от одной эпохи к другой. «Историческую субстанцию человеческого бытия» составляет традиция. По мнению Ясперса, человечество едино. Для объяснения человеческого единства Ясперс вводит широко сейчас понятие «осевого времени» (середина 1 тыс. до н.э.), когда человеческая история обретает свою собственную структуру. Каждая историческая эпоха отличается от другой своей специфической исторической си-туацією. Возможно возникновение подобных исторических ситуаций. Так, примерно в то же время возникают одинаковые исторические ситуации в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции, когда формируется тип современного человека. Это и есть «осевое время» мировой цивилизации.