Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
§ 2. Философские проблемы периодизации истории
Концепция Ренессанса Якоба Буркхардта
Большое значение для развития философии истории имеет творчество Якоба Буркхардта (1818 - 1897), швейцарского ученого, чья книга «Культура Ренессанса в Италии» (1860 год) стала важным событием в историографии. В частности, ему принадлежит концепция Ренессанса, которой и сейчас пользуются ученые.
Много писателей XVIII века, включая Вольтера, цел-ком доверяя гуманистам, восприняли их взгляд на возрождение интереса к классическому наследию как интеллектуальную революцию. Но к Буркхардта эта революция не стала достоянием литературы и искус-искусства.
Буркхардт превратил идею Ренессанса в понятие о всеобъемлющую революцию в культурном развитии Италии, революцию, опромінила светом большую часть Западной Европы и стала завершением Средних веков. Возрождение интереса к классической культуры, утверждал Буркхардт, было необходимым, но не достаточным объяснением итальянского Ренессанса. Писатели и художники античности давали основные направления, в русле которых это зрелое общество пыталось разбить «фантастические оковы Средних веков».
Развитие в Италии совсем отдельной формы городской жизни, объединившая знать и мещан в общество, которое предпочитает богатству перед происхождению, способствовало утверждению человеческой индивидуальности. Развитие индивидуализма стал важнейшим критерием италий-ского жизнь. Индивидуализм вдохновлял человека на поиск красоты в природе. Он же стимулировал исследования дальних уголков земного шара и привел к тому, что итальянцы вели все более мирскую жизнь. Средневековая цивилизация, которая достигла своего высшего развития во Франции, никогда не была такой же пригодной для Италии. После XIV века итальянцы восстали против нее и создали новую, современную цивилизацию.
Точка зрения Буркхардта распространилась в историческом мышлении в конце XIX века и остается по сей день, после множества исправлений и просмотров, основой европейского понимания Ренессанса.
Конечно, взгляд Буркхардта был элитарным. Его упор на итальянском индивидуальности перекликался с индивидуализмом, который исповедовала западноевропейская буржуазия, и который приобретал все большее влияние на европейцев.
Я. Буркхардт, хотя и резко разделил средневековую и современную цивилизации, не пытался создать особой эпохи в человеческой истории, называемую «Ренессансом». Скорее он считал эпоху Возрождения рубежом между Средневековьем и Новым временем. Это был первый росток современности, стержень тройной системы.