Урок 114
Тема. Правило переноса слов с апострофом. Звуко-буквенный анализ слов
Цель: учить делить слова с апострофом для переноса из строки в строку; совершенствовать умения анализировать звуко-буквенный состав слов, в написании которых используется апостроф; познакомить детей с лекарственными растениями; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование: карточки с изображением лекарственных растений, в т. ч. гелиотроп, душицы, подорожника, мяты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 273)
- Прочитайте слова, в которых вы вставили пропущенные буквы. Какие именно и почему?
- В каком слове пропущен апостроф? Докажите.
- В каком слове стиха буква ю обозначает один звук, а в каких словах - два?
2. Минутка чистопису
им м'ян перышки
- Подберите слова с этими буквосочетаниями с апострофом. (Имя, семья, соломенный, каменный, Демьян)
- Составьте предложение с двумя словами (по выбору).
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня вчитимемось делить для переноса из строки в строку слова с апострофом, анализировать звуко-буквенный состав этих слов. Также ознакомимся с лекарственными растениями нашего края.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Коллективная работа (упражнение 275)
- Запишите слова семья, знания и сложите их звуковые модели.
- Пользуясь таблицей на с. 107 учебника, сделайте звуко-буквенный анализ этих слов.
2. Письмо по памяти (упражнение 274)
- Изучите народную веснянку наизусть и запишите по памяти.
- Проверьте написанное по учебнику.
- Составьте звуковую модель слов зелье, дворик.
- Какие звуки обозначает буква я в этих словах?
3. Комментируемое письмо (упражнение 276)
- Прочтите. Выделенные слова замените словами, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое?, и запишите.
- Разделите для переноса слова каменный и деревянный. Не отделяйте апостроф от предыдущей буквы.
- Прочитайте правило на С. 116 и запомните его. Приведите собственные примеры деления для переноса слов с апострофом.
4. Физкультминутка
V. Сакріплення изученного материала
1. Коллективная работа (упражнение 277)
- Прочитайте и скажите, что собирали дети.
- Рассмотрите карточки с изображением этих лекарственных растений и запомните их.
Учитель дает детям информацию о целебных свойствах подорожника, мяты перечной, тысячелистника и других растений.
- Выпишите слова с апострофом, разделяя их для переноса.
- Подумайте и скажите, как будут звучать имена детей, когда они станут взрослыми.
2. Отгадывание загадок
- Слушайте внимательно и отгадайте загадки. Отгадки запоминайте. Они вам понадобятся в конце нашей работы с загадками.
• У двух матерей по пять сыновей, и всем одно имя. (Пальцы)
• Не лошадь, не вол, а привязан. (Тыква)
• Бьет рука и палка, да никому, видишь, не жалко. (Мяч)
• Не пьет - живет, а напьется - умрет. (Огонь)
• Белый, а не сахар, мягкое, а не вата, без ног, а идет. (Снег)
• Не птица, а с перьями. (Подушка)
• Вокруг вьется, а в руки не дается. (Муха)
- Вспомните все отгадки, а запишите только ту, в написании которой употребляется апостроф. (Мяч)
- Сделайте звуко-буквенный анализ слова мяч.
3. Словарный диктант
- Записывайте слова, разделяя их на слоги для переноса. Обращайте внимание, что апостроф не отделяется от предыдущей буквы.
Здо-ро-боль, пятки-то-ро, имя, вьют, ма-те-р'ю, пи-р'я, бу-р'ян, мяг-кий, со-ло-в'ї, пятки-тир-ка.
VI. Итог урока
- После каких букв и перед которыми ставится апостроф?
- Как переносить слова с апострофом?
- Сравните количество звуков и букв в словах пятница, мята, соловьи.
VII. Домашнее задание с инструктажем
Правило на с. 116, упражнение 278.