Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 114

Тема. Правило переноса слов с апострофом. Звуко-буквенный анализ слов

 

Цель: учить делить слова с апострофом для переноса из строки в строку; совершенствовать умения анализировать звуко-буквенный состав слов, в написании которых используется апостроф; познакомить детей с лекарственными растениями; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование: карточки с изображением лекарственных растений, в т. ч. гелиотроп, душицы, подорожника, мяты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

1. Проверка домашнего задания (упражнение 273)

- Прочитайте слова, в которых вы вставили пропущенные буквы. Какие именно и почему?

- В каком слове пропущен апостроф? Докажите.

- В каком слове стиха буква ю обозначает один звук, а в каких словах - два?

2. Минутка чистопису

им м'ян перышки

- Подберите слова с этими буквосочетаниями с апострофом. (Имя, семья, соломенный, каменный, Демьян)

- Составьте предложение с двумя словами (по выбору).

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня вчитимемось делить для переноса из строки в строку слова с апострофом, анализировать звуко-буквенный состав этих слов. Также ознакомимся с лекарственными растениями нашего края.

 

IV. Работа над изучением нового материала

1. Коллективная работа (упражнение 275)

- Запишите слова семья, знания и сложите их звуковые модели.

- Пользуясь таблицей на с. 107 учебника, сделайте звуко-буквенный анализ этих слов.

2. Письмо по памяти (упражнение 274)

- Изучите народную веснянку наизусть и запишите по памяти.

- Проверьте написанное по учебнику.

- Составьте звуковую модель слов зелье, дворик.

 

 

- Какие звуки обозначает буква я в этих словах?

3. Комментируемое письмо (упражнение 276)

- Прочтите. Выделенные слова замените словами, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое?, и запишите.

- Разделите для переноса слова каменный и деревянный. Не отделяйте апостроф от предыдущей буквы.

- Прочитайте правило на С. 116 и запомните его. Приведите собственные примеры деления для переноса слов с апострофом.

4. Физкультминутка

 

V. Сакріплення изученного материала

1. Коллективная работа (упражнение 277)

- Прочитайте и скажите, что собирали дети.

- Рассмотрите карточки с изображением этих лекарственных растений и запомните их.

Учитель дает детям информацию о целебных свойствах подорожника, мяты перечной, тысячелистника и других растений.

- Выпишите слова с апострофом, разделяя их для переноса.

- Подумайте и скажите, как будут звучать имена детей, когда они станут взрослыми.

2. Отгадывание загадок

- Слушайте внимательно и отгадайте загадки. Отгадки запоминайте. Они вам понадобятся в конце нашей работы с загадками.

• У двух матерей по пять сыновей, и всем одно имя. (Пальцы)

• Не лошадь, не вол, а привязан. (Тыква)

• Бьет рука и палка, да никому, видишь, не жалко. (Мяч)

• Не пьет - живет, а напьется - умрет. (Огонь)

• Белый, а не сахар, мягкое, а не вата, без ног, а идет. (Снег)

• Не птица, а с перьями. (Подушка)

• Вокруг вьется, а в руки не дается. (Муха)

- Вспомните все отгадки, а запишите только ту, в написании которой употребляется апостроф. (Мяч)

- Сделайте звуко-буквенный анализ слова мяч.

3. Словарный диктант

- Записывайте слова, разделяя их на слоги для переноса. Обращайте внимание, что апостроф не отделяется от предыдущей буквы.

Здо-ро-боль, пятки-то-ро, имя, вьют, ма-те-р'ю, пи-р'я, бу-р'ян, мяг-кий, со-ло-в'ї, пятки-тир-ка.

 

VI. Итог урока

- После каких букв и перед которыми ставится апостроф?

- Как переносить слова с апострофом?

- Сравните количество звуков и букв в словах пятница, мята, соловьи.

 

VII. Домашнее задание с инструктажем

Правило на с. 116, упражнение 278.