Урок 113
Тема. Апостроф. Правило употребления апострофа. Составление предложений. Учебное аудирование («самая Красивая мама»)
Цель: углубить знания учащихся об употреблении апострофа; учить правильной артикуляции слов, в которых пишем апостроф; расширять лексический запас учащихся и совершенствовать умение связно высказываться; воспитывать общительность, чуткость и благодарное отношение к своим доброжелателей.
Оборудование: изображение скворца на ветке; руководство И. Дівакової «Аудирование на уроках чтения во 2-4 классах» (2-е изд., перераб. - Тернополь: Учебник и пособия, 2003. - С. 8-9).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Минутка чистопису
мяг в'ї бью здоровья
- Подберите слова с этими буквосочетаниями.
- Составьте с двумя из них предложения.
2. Работа с загадкой (упражнение 265)
- Отгадайте загадку.
- Запишите слово апостроф. Произнесите последний звук, подчеркните букву, назовите ее.
III. Сообщение темы и цели урока
- На сегодняшнем уроке вспомним, что мы знаем о апостроф: как он пишется, когда и почему употребляется. Также будем составлять предложения, чтобы развивать творческие способности и речевые навыки. А еще в ходе учебного аудирования будем учиться воспринимать и понимать содержание текста с одного прослушивания.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Артикуляційне упражнения (упражнение 266)
- Прочитайте слова, четко произнося после апострофа на месте букв я, ю, є, ї по два звука: [йа], [у], [йе], [йи].
- Сделайте вывод, после каких букв и перед которыми ставится апостроф.
- Сравните свой вывод с правилом на с. 112, запомните его.
2. Коллективная работа (упражнение 267)
- Прочитайте и спишите. Объясните употребление апострофа в словах.
- Устно составьте предложение с данными словосочетаниями.
- Составьте звуковые модели слов с апострофом. Что вы заметили?
- Прочитайте правило на с. 113 и запомните его.
3. Комментируемое письмо (упражнение 268)
- Прочитайте слова.
- Списывая, объясните, почему в одних словах перед буквами я, ю, є, ї ставится апостроф, а в других его нет.
4. Физкультминутка
5. Самостоятельная работа (упражнение 269)
- Прочитайте и спишите слова, вставляя, где нужно, апостроф.
- Назовите одинаковые буквы в словах перья и моря. Одинаковые ли звуки обозначены этими буквами? Составьте звуковые модели этих слов.
- Составьте два предложения со слова с апострофом (по выбору).
V. Сакріплення изученного материала
1. Работа с текстом стихотворения (упражнение 272)
- Прочитайте стихотворение. Какой вывод вы сделали из прочитанного?
- Прочитайте вывод поэта. Как вы его понимаете?
- Выпишите пять слов, правописание которых проверяется с изученными правилами. Объясните написание выделенных слов.
2. Самостоятельная работа (упражнение 271)
- Прочитайте предложение и спишите, вставляя пропущенные буквы и апостроф.
- Подчеркните главные слова в третьем предложении. Поставьте вопросы от главных слов к другим словам в предложении.
3. Отгадывание загадок (упражнение 270)
- Устно отгадайте загадки.
- Объясните употребление апострофа в словах.
- Какое предложение соответствует схеме?
VI. Итог урока
- Когда ставится апостроф? Приведите примеры.
- Какие звуки обозначают буквы, стоящие перед апострофом?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Правила на с. 112, 113, упражнение 273.