Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

Урок 114

Тема. Проценты

 

Цель: сформировать у учащихся понятие о проценте; умение записывать проценты десятичными и обыкновенными дробями.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

И. Разминка

Устные упражнения

1. Найдите от числа: 1) 200; 2) 60; 3) 7; 4) 67,3; 5) 5,48.

2. В саду росло 300 деревьев, от них составляют яблони. Сколько яблонь росло в саду?

3. В школе обучается 900 учащихся, из них 0,15 получили за год по математике 11 баллов. Сколько учеников получили 11 баллов из математики?

4. Выполните умножение на 0,01: 1)3; 2) 11; 3)100; 4) 1000; 5) 123.

 

II. Актуализация опорных знаний

Вопрос к классу

Какую часть составляет?

1) 1 ар от 1 гектара;

2) 1 м2 от 1 ара;

3) 1 см от 1 м;

4) 1 копейка от 1 гривны;

5) 1 год 1 века.

[Ответ ]

 

III. Формирование знаний

Беседа

Друзья! Надеюсь, вы заметили, что в повседневной жизни часто имеем дело с сотыми частями величин: 1 ар = га, 1м2 = а, 1 см = м, 1 к = грн. Поэтому для этого часто употребляемого дроби подобрали специальное название и обозначения: 1 процент («ста»), обозначается 1 % и = 0,01 = 1 %.

То есть проценты - это особая форма записи дробей.

Поэтому можно превращать проценты в дроби: 1 % = 0,01,

2% = 2 · 0,01 = 0,02;

15% = 15 · 0,001 = 0,15;

100% = 100 · 0,01 = 1;

125% = 125 · 0,01 = 1,25.

Имеем: чтобы записать проценты десятичной дробью, нужно число процентов умножить на 0,01 (разделить на 100), при этом 100 % = 1!

Также можно решать обратную задачу: любой десятичную дробь записать в виде процентов: зная, что 1 = 100%, можем сказать, что

2 = 2 · 1 = 2 · 100 % = 200 %; 0,3 = 0,3 · 1 = 0,3 · 100%; = 30 %;

0,125 = 0,125 · 1 = 0,125 · 100 % = 1,25.

Вывод: любое число можно выразить в процентах и наоборот; любое количество процентов можно выразить десятичной дробью.

Но обычно записью в форме процентов пользуются, когда имеют дело с сотыми частыми величинами.

Вспомним, что:

1 а равен 1 % от 1 га; 1 м2 равен 1 % от 1 а и т. д.

Закрепление

Что составляет?

1) 1%; 2) 1% центнера; 3) 1% дециметра; 4) 1% километра. То есть, чтобы найти 1% любой величины, надо поделить значение этой величины на 100.

 

IV. Формирование умений

Решение упражнений

1. Запись процентов десятичным или обычным дробью: №№ 1026; 1030.

2. Запись десятичной дроби в процентах: № 1028.

3. Наглядные представление о проценты: № 1024 (а-в), 1025.

При решении № 1025 (8) следует обратить внимание, что 100% плоскости квадрата - это и есть весь квадрат!!!

4. Задачи на повторение: № 1048.

 

V. Итог урока
Вопрос к классу

1. Что больше: 1 % от гривны или 5 копеек?

2. Из следующих записей является записью 3% в виде десятичной дроби?

1) 3; 2) 0,3; 3) 0,03; 4) 0,003.

 

VI. Домашнее задание

п. 34, №№ 1027; 1029; 1024 (г, д, е), на повторение 1044 (1).