Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

 

§ 2. Философские проблемы периодизации истории

Четыре эпохи мировой истории И. К. Гаттерером

 

Иоганн Кристоф Ґаттерер (1727 - 1799), который возглавил здесь кафедру истории в 1759 году, имел необычайно широкий круг интересов в истории. Что, спрашивал он, является определяющей силой, которая объединяет опыт людей всей планеты? Как можно выделить исторические вехи на основе всего человеческого опыта?

Ґаттерер начал свою периодизацию с сотворения мира. Он определил четыре большие эпохи мировой истории:

века создания, что включало потоп;

век образования наций (в том числе ассирийской, персидской и римской);

век великого переселения «Volkerwanderung», что начинается в V в. перемещениями немцев и славян и после этого монгольскими и мусульманскими завоеваниями;

века, началось открытием Америки.

Если мы вычеркнем из системы Ґаттерера тот единственный элемент, который отражает буквальное принятие Ветхого Завета, то есть века создания, то остается тройная структура, вполне схожа со структурой Целаріуса.

Ґаттерер и его коллеги рассматривали универсальную форму истории, в которой основным фактором после 1500 года было господство Европы в мировых делах. Ґеттінгенські историки отстаивали первенство политики, утверждая, что центральной темой европейской истории в течение трех веков после 1492 года была тема подъема больших стран и формирование современной системы государств. Именно это сделало опыт Европы уникальным и дало людям Запада силу и материальные возможности для господства на других территориях.