Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

I семестр

Тема 1. Эхо эпох в музыкальном искусстве

 

Тема. Музыкальное искусство и современность

Урок 7

Тема урока. Сочетание стилей разных эпох композиторами. Слушания. А. Шнитке. Сюита в старинном стиле.

Содержание музыкальных произведений. Разучивание песни И. Шамо "Києве мій"

 

Цель урока: углубить знания учащихся о музыкальных стилях и их сочетание композиторами современности, формировать представление о музыкальных жанрах; развивать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, фортепиано, портрет композитора.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Объяснение нового материала.

Вступительная беседа.

Каждая эпоха накладывает на музыкальное искусство не только стилистический или жанровый отпечаток, но и передает ей свой тип музыкального движения и свое ощущение музыкального времени. Можно ли сравнить плавное, неспешное развертывание григорианского хорала с быстрыми темпами и нервными ритмами музыки XX века. Звуки могут реализоваться только во времени. В системе „звук-время” возникают и действуют все важнейшие элементы музыки: мелодия, лад, гармония, метроритм, фактура. Элементы музыкального языка действуют совместно, в определенной системе, где каждый имеет свою определенную смысловую и конструктивную роль.

Звук и слово продолжают обогащать друг друга в религиозных песнопениях, мессах и литургиях, ораториях, песнях, романсах. Даже инструментальная музыка несла на себе груз речевых интонаций, ораторского пафоса, периодически обращалась к литературе, литературных сюжетов и образов. Такое обращение привело к созданию особой ветви музыкального искусства - так называемой программной музыки. Программность проявилась в эпоху романтизма. Много произведений романтической музыки имеют литературную основу: „Лесной царь” Шуберта, симфония „Фауст” Листа, „Эгмонт” Л. Бетховена, увертюра-фантазия „Ромео и Джульетта” П. Чайковского, сюита „Шехерезада” Н. Римского-Корсакова, „Карнавал животных” К. Сен-Санса.

Програмністю произведений отличились российский композитор 20 в. Альфред Шнитке. Он родился в 1934 г. в городе Энгельс на Поволжье. Музыкальное образование начал получать с 1946 г. С 1961 г. Шнитке преподает в Московской консерватории. Затем семья переехала в Германию, где в 1998 г. композитор умер. Творчество Шнитке характеризуется масштабностью, экспрессией, сложной оркестровкой и фактурой. Заметное преобладание инертных произведений: 5 симфоний, 4 концерта для скрипки с оркестром, оркестровые пьесы „Піанісімо”, „Пасакалія”, музыка к кинофильмам, которую активно использовал в концертных произведениях: в Первой симфонии и Сюите в старинном стиле для скрипки и фортепиано, которая звучала в фильме „Мир сегодня”.

Сейчас вы послушаете фрагмент этого произведения и охарактеризуйте его.

3. Слушание произведения.

4. Характеристика прослушанного.

- Почему композитор назвал сюиту старинной?

- Что такое сюита?

- Какую тему использовал композитор в сюите?

 

III. Распевки.

1. Пение минорного трезвучия, а также звукоряд в восходящем и нисходящем движении.

2. Отрывок из „Мелодии” М. Скорика - сольфеджування, характеристика звуковой палитры..

 

IV. Разучивание песни И. Шамо „Києве мій”.

 

Києве мій

Слова Д. Луценко

Музыка И. Шамо

 

В темпе вальса

 

В глаза смотрят канны, сердце в них перелью,

Пусть расскажут любимому, как я преданно люблю.

Буду мечтать и жить на крыльях надежды.

Как тебя не любить, Киев мой! Дважды

 

Спит наломлене город мирным ласковым сном.

Ген огне, как ожерелье, расцвели над Днепром.

Вечеров аксамитов, языков счастья прибой.

Как тебя не любить, Киев мой! Дважды

 

Большой песенный доработок у композитора Игоря Шамо (род. 1925 p.). Его песни разнообразны по тематике и образному содержанию. Это песни о Родине, и о героях Великой Отечественной войны, о родном городе.

2. Художественный показ песни.

3. Характеристика нотного текста песни.

4. Разучивание по фразам по нотным текстом, работа над чистотой интонирования, двоголоссям в припеве.

 

V. Итог урока.