8 КЛАСС
I семестр
Тема 1. Эхо эпох в музыкальном искусстве
Тема. Музыкальное искусство и современность
Урок 6
Тема урока. Познавательная функция искусства. И. Бах - ария альта из мессы "Страсти по Матфею". Е. Вила-Лобос - фрагменты из "Бразильской бахіани" № 5.
Что и как передает музыка. Исполнение песни П. Майбороды "Пісня про вчительку"
Цель урока: определить с учащимися познавательную функцию искусства; развивать музыкальную память и образное мышление, певческие навыки; воспитывать эстетические вкусы к искусству.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портрет композитора. Баха.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки. Сольфеджування упражнения.
III. Познавательная функция музыки.
Беседа.
Дмитрий Шостакович писал: „Человеку нужны все виды музыки - от нежного напева свирели до большого симфонического оркестра”.
«Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку», - замечал В. Сухомлинский. “ Музыка вечна, но эпоха Возрождения совершила настоящий переворот в музыкальном искусстве, как и в других сферах культуры. Художники увидели красоту и гармонию неба и земли, человека, композиторы отошли от церковной музыки, а начали писать песни в сопровождении лютни или виолы; появляются клавишные инструменты - клавесин, орган. Из общей массы музыкантов выделяются первые исполнители - виртуозы-скрипачи, клавесиністи, органисты, в частности Гайды, Бетховен, Моцарт, которые впоследствии становятся великими композиторами. Большое влияние на творчество композиторов 18 в. имела Французская революция, «наполеонівськ» войны, которые открыли новое направление в искусстве - романтизм.
- Назовите композиторов - романтиков.
(Морис Равель, Шопен, Шуберт, Глинка, Алябьев. Музыка этих композиторов стала вершиной музыкального искусства и послужила образцом для творчества композиторов современности. Как и песни, созданные композиторами-современниками, правдивые и искренние чувства, такие музыка И. С. Баха близка нам сегодня своим величием, широтой развития, огромной жизненной силой. Музыка И. Штрауса дарит радость и красоту, а это является убедительным свидетельством ее актуальности).
2. Обратимся к духовной музыки. Чтобы ее понять, нужно уяснить ее содержание ii и законы. Чтобы понять силу духовной музыки Баха, Моцарта, Веделя, Березовсьного, Бортнянского, надо знать, что в ее основе - библейские сюжеты.
С большим волнением и болью большой Бах рассказывает о последних страданиях Иисуса Христа в своих хоровых произведениях „Страсти по Матфею» и „Страсти по Иоанном”. Произведение „Страсти по Матфею” написан для солиста, хора и оркестра. Рассказ ведется речитативом, партию Иисуса и римского Пилага дано однородными голосами, но интонации в голосах разные. Кроме канонического текста, в „Притрастях” есть лирические отступления - арии голосов и инструментов.
- Послушаем Арию альта из мессы „Страсти по Матфею”. Обратите внимание на дуэт скрипки и голоса.
3. Слушание произведения и его характеристика.
- Какое чувство передает композитор в произведении?
(Чувство глубокой скорби).
- Чем оно выражено? Как звучит?
(Сдержанно, благородно и возвышенно).
4. Современники высоко оценили гениального мастера. Глубоко уважал творчество Баха бразильский композитор Ейтор Вила-Лобос, который родился в 1887 г. в Рио-де-Женейро в семье музыканта. Уже в 6 лет он учился игре на различных инструментах. После обучения в Париже возвращается в Бразилию, где занимается преподавательской деятельностью и организует музыкальные школы, хоровые коллективы. Умер в 1959 г.
Жанровый диапазон его творчества большой: от опер и симфонических форм обработок детских песен.
Можно назвать его симфонические поэмы „Уірапуру”, „Амазонки”, „Рудепома”, а также „Бразильскую бахіану” (1930 г.) для восьми виолончелей, фрагмент которой вы послушаете.
5. Слушание фрагмента.
6. Сравнительная характеристика произведений.
- Какое значение имеет интонация и ритм в произведении?
- Какие чувства передает композитор в своем произведении?
IV. Работа над песней П. Майбороды „Пісня про вчительку”.
- Какие чувства передает музыка П. Майбороды?
- Какими средствами воспользовался композитор для раскрытия образа учительницы?
Работаю над художественным исполнением песни с динамическими оттенками. Желающих опитую у доски.
V. Итог урока.