Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

I семестр

Тема 1. Эхо эпох в музыкальном искусстве

 

Тема. Музыкальное искусство и современность

Урок 6

Тема урока. Познавательная функция искусства. И. Бах - ария альта из мессы "Страсти по Матфею". Е. Вила-Лобос - фрагменты из "Бразильской бахіани" № 5.

Что и как передает музыка. Исполнение песни П. Майбороды "Пісня про вчительку"

 

Цель урока: определить с учащимися познавательную функцию искусства; развивать музыкальную память и образное мышление, певческие навыки; воспитывать эстетические вкусы к искусству.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портрет композитора. Баха.

Ход урока

И. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки. Сольфеджування упражнения.

 

image255

 

III. Познавательная функция музыки.

Беседа.

Дмитрий Шостакович писал: „Человеку нужны все виды музыки - от нежного напева свирели до большого симфонического оркестра”.

«Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку», - замечал В. Сухомлинский. “ Музыка вечна, но эпоха Возрождения совершила настоящий переворот в музыкальном искусстве, как и в других сферах культуры. Художники увидели красоту и гармонию неба и земли, человека, композиторы отошли от церковной музыки, а начали писать песни в сопровождении лютни или виолы; появляются клавишные инструменты - клавесин, орган. Из общей массы музыкантов выделяются первые исполнители - виртуозы-скрипачи, клавесиністи, органисты, в частности Гайды, Бетховен, Моцарт, которые впоследствии становятся великими композиторами. Большое влияние на творчество композиторов 18 в. имела Французская революция, «наполеонівськ» войны, которые открыли новое направление в искусстве - романтизм.

- Назовите композиторов - романтиков.

(Морис Равель, Шопен, Шуберт, Глинка, Алябьев. Музыка этих композиторов стала вершиной музыкального искусства и послужила образцом для творчества композиторов современности. Как и песни, созданные композиторами-современниками, правдивые и искренние чувства, такие музыка И. С. Баха близка нам сегодня своим величием, широтой развития, огромной жизненной силой. Музыка И. Штрауса дарит радость и красоту, а это является убедительным свидетельством ее актуальности).

2. Обратимся к духовной музыки. Чтобы ее понять, нужно уяснить ее содержание ii и законы. Чтобы понять силу духовной музыки Баха, Моцарта, Веделя, Березовсьного, Бортнянского, надо знать, что в ее основе - библейские сюжеты.

С большим волнением и болью большой Бах рассказывает о последних страданиях Иисуса Христа в своих хоровых произведениях „Страсти по Матфею» и „Страсти по Иоанном”. Произведение „Страсти по Матфею” написан для солиста, хора и оркестра. Рассказ ведется речитативом, партию Иисуса и римского Пилага дано однородными голосами, но интонации в голосах разные. Кроме канонического текста, в „Притрастях” есть лирические отступления - арии голосов и инструментов.

- Послушаем Арию альта из мессы „Страсти по Матфею”. Обратите внимание на дуэт скрипки и голоса.

3. Слушание произведения и его характеристика.

- Какое чувство передает композитор в произведении?

(Чувство глубокой скорби).

- Чем оно выражено? Как звучит?

(Сдержанно, благородно и возвышенно).

4. Современники высоко оценили гениального мастера. Глубоко уважал творчество Баха бразильский композитор Ейтор Вила-Лобос, который родился в 1887 г. в Рио-де-Женейро в семье музыканта. Уже в 6 лет он учился игре на различных инструментах. После обучения в Париже возвращается в Бразилию, где занимается преподавательской деятельностью и организует музыкальные школы, хоровые коллективы. Умер в 1959 г.

Жанровый диапазон его творчества большой: от опер и симфонических форм обработок детских песен.

Можно назвать его симфонические поэмы „Уірапуру”, „Амазонки”, „Рудепома”, а также „Бразильскую бахіану” (1930 г.) для восьми виолончелей, фрагмент которой вы послушаете.

5. Слушание фрагмента.

6. Сравнительная характеристика произведений.

- Какое значение имеет интонация и ритм в произведении?

- Какие чувства передает композитор в своем произведении?

 

IV. Работа над песней П. Майбороды „Пісня про вчительку”.

- Какие чувства передает музыка П. Майбороды?

- Какими средствами воспользовался композитор для раскрытия образа учительницы?

Работаю над художественным исполнением песни с динамическими оттенками. Желающих опитую у доски.

 

V. Итог урока.