Тема 9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
§ 2. Философские проблемы периодизации истории
Периодизация истории эпохи Просвещения
Рационализм эпохи Просвещения усилил в XVIII веке враждебность интеллектуалов к церкви, религиозных предрассудков, упрямого невежества и ограничений, которые накладывались искусственно на свободу личности и здравый смысл - все они считались характерными чертами тысячелетия возникает за падением Рима. Хорошо известное предубеждение Вольтера против так называемых средних веков разделяли и известные британские философы: Дэвид Юм, Уильям Робертсон и Эдвард Гиббон (1737 - 1794). Семитомне исследования последнего «Закат и Падение Римской Империи» (1776 - 1788) объединило в себе убедительную критику средневекового христианства, глубокий скептицизм в отношении к человеческой природе и оптимистическое убеждение, свойственное эпохе Просвещения, что человек может внести порядок и согласованность в свою жизнь с помощью разума.
Для Гиббона падение Рима было «триумф варварства и религии». Это падение, считал он, было «самой, а возможно, и самой ужасной сценой в истории человечества», губительным следствием медленного распада древних ценностей.
За Гібоном, история состоит из двух примерно равных частей: истории Рима в 476 году и последующих десяти веков до падения Константинополя в 1453 году. Это было вполне совместимо с утроенной периодизации. Все крупные историки XVIII века, в том числе и Болингброк, делали разделения между Античностью, Средневековьем и Новым временем. Однако они не были точны в датировке этих эпох.
Точность стала главной целью первой академической группы историков, созданной в Ґеттінгенському университете в XVIII веке. История не была основным предметом в европейских университетах, но Геттинген, основан в 1737 году, стал исключением.