Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел второй
ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ЧЕЛОВЕК
1. Проблема человека в философии

Человек в истории философии.

В XX в. сформулювалося устойчивое понимание того образа человека, сложившийся в античности. В философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции царит космологізм в понимании человека как форма проявления натурализма. Человек является частью Космоса. Стародавньогрецький философ Демокрит считал: в какой мере Вселенная макрокосм, в такой же мере и человек - микрокосм. Философы Милетской школы утверждали: человек имеет все основные элементы стихии Космоса. Подвижной мыслится граница между живыми существами в философии Упанишад, что нашло отражение в учении о переселении душ. Но уже здесь начинаются попытки выяснить особенности человека, только ей присущие стремление и возможность освободиться от пут эмпирического бытия, углубиться в состояние покоя. В стародавньокитайській философии подчеркивается включенность человека в определенные социальные общности. Отсюда и вывод о необходимости подчинения человека государству, общественным порядкам (конфуцианство). Понимание человека как самостоятельного активного индивида достигнут значительно позже. Развитое учение о человеке корнями уходит в античную философию, где обнаруживаются истоки практически всех направлений философско-антропологической мысли. Происходит антропологический поворот, совмещенный с творчеством софистов. Унаследовав от ранней философии целостный взгляд на человека и видение ее частью природы, софисты первыми рассмотрели человека в условиях культурно-социального бытия. У софистов человек разумный, что познает, и творчески действующее существо, которое действует и в культурной деятельности и в познании.

Современные истины - продукт человеческого творчества. Познание не отражает объективный мир, а воспроизводит субъективный мир, что соответствует организации человека. Стародавньогрецький философ Протагор отмечал: «Человек - мера всех вещей: существующих и несуществующих». Все истины относительны и имеют смысл только для человека, которая является источником морально-правовых норм, честности можно научиться, понимая под честностью не только моральные качества, но и всю совокупность человеческих способностей. Если раньше слово человек употреблялось в определении соплеменника, то софисты утверждали, что все люди родственники и сограждане одного царства не за обычаями и нравами, а за природой. Акцентируя внимание на внутреннем мире, моральных качествах и возможностях, на душе человека Сократ видел некую третью величину между миром идей и миром вещей. Душа для Сократа-то демоническое, сам Эрос, неугасимая рвение, направленность вверх. Божественно санкционируя этическое познание, Сократ призывает познать самого себя. Познать не означает воспринять уже имеющуюся истину, цель познания не существует в готовом виде. Сократ спрашивает другого: познавай, ищи самого себя, испытай себя, знающий, добрый, или нет. Рассматривая человека как самоцінну, першоосновну существо, Сократ обращается не к человеку вообще, а конкретного индивида. Сводя философию человека к учению о душе, теряет целостный взгляд на человека и закладывает определенную традицию в философской антропологии.

В человеке, по мнению Платона, всегда царит воинствующее напряжение не только между душой и телом, внутренним и внешним, но и в самой душе, что состоит из страсти, мужества и духа. Дух - божественная частица души и только господство духа обеспечивает нормальное существование человека. Совместно с орфиками Платон расценивает введение в душе печальный плен земного, телесного бытия как наказание. Только безупречным жизнью душа может снова подняться от земного существования к подлинному бестелесного. Платоновский дуализм души и тела стал определяющей идеей для понимания человека в идеалистической философии Запада и сохранился в модифицированном виде вплоть до XIX в. Основной недостаток идеи - то, что ратует не за высшее в человеке, а за позалюдське и бесчеловечное выше, Платон считал, что призвание человека - познавать, подражать, соблюдать абсолютных и неизменных образцов, что есть в мире идей. Там, где человек отклоняется от призвания и проявляет творческую самостоятельность, породжу» что-то негативное, недоброе. Живая человеческая душа избавь ля» те. ся жизненных источников, творчества, становится безличным выражением преданных абсолютных начал.

Дуализм души и тела стремится преодолеть уже Аристотель, соединяя космологічно-натуралистический и религиозно-этический подходы и обосновывая невозможность существования души без тела. Душе человека свойственно мышление. В отличие от растительной и животной частей души есть еще и высший ее элемент - Разум, не есть органическая функция тела, а привносится извне и не подлежит разрушению вместе с телом; Разум - это так же и Бог, высшая форма, к которой как к цели стремится все сущее. Человек Аристотеля - вершина мировой иерархии: с одной стороны, внутренне сопряжена с природой, а с другой - противостоит ей, поскольку имеет душу, хотя и есть форма тела, но определяется высшей формой. Человек - социальное животное и проявляет свое качество лишь в государстве в общественной жизни.

Христианская антропология вводит идею воскресения возрождения во плоти, не свойственную античности. Меняются и этические взгляды. Центр тяжести со знание переносится на веру, следовательно, определяющим в моральной действия становится не Разум, а воля. Двойственность средневековой антропологии проявилась в том, что, с одной стороны, человек провозглашалась составной частью миропорядка, что идет от Бога, поэтому лицо оставалась определенной величиной, ее ценность измерялась тем, насколько в нем проявляется божественное начало (томизм). С другой стороны, подчеркивалась самоценность человеческой личности, обосновывалась ее индивидуальность. На смену средневековому геоцентризму эпохи Возрождения приходит стремление понять человека из условий потусторонней жизни, утвердить свободу и достоинство личности на основе земного бытия. Ренессансное, целостное понимание человека уступает место идее дуализма души и тела, последовательно развитой в философии Рене Декарта. Здесь обновляется не только платоновский дуализм, но и рационализм античных мыслителей. Рене Декарт призывает подвергать все сомнению, не вызывают сомнения лишь очевидные факты, прежде всего, акт мышления: «Я мыслю - следовательно, я существую». Суть человека в мышлении, в разумности. Разум, используя собственные средства, может достичь полной достоверности во всех сферах знания. Воля человека осуществляется в действиях, согласятся с рациональным познанием. Отсюда понимание Разума как критерия истинности и ценности всего осуществляемого человеком, вера в безграничную силу познания.

Стремление преодолеть дуализм души и тела привело к развитию, с одной стороны, монистической и определяющей тенденции в философии Бенедикта Спинозы, а с другой стороны, - плюралистической и индивидуалистической тенденции в монадологии Готфрида Лейбница. Признание принципов математики и естествознания единственно научными в исследовании всего сущего способствовало распространению натуралистических концепций человека (Френсис Бекон, Томас Гоббс). Дальнейшее развитие и обоснование натуралистические концепции получили в философии французских материалистов. Распространение идей натурализма в философии конца XVIII - начала XIX в. происходит в процессе преодоления рационализма и сенсуалістичного эмпиризма. Снова, как и в эпоху Возрождения, возникает понимание человека как живой целостности (Иоганн Гердер, Иоганн Гете, натурфилософия романтизма). Дальнейшее развитие антропологии происходит в немецкой классической философии. Здесь начало деятельности человека понимается важнейшим. Иммануил Кант вводит представление о человеке как самоцінну, автономную, активное существо. У философа Георга Гегеля принцип подчинения разного рода объективным структурам принимает крайнюю форму и, собственно говоря, нивелирует активность и волю человека. История есть процесс восхождения абсолютного духа до уровня самопознания. Человек же только осуществляет в процессе восхождения определенную роль, наделенную ему мировым духом. Все это побуждает уже философа Людвига Фейербаха отказаться от крайностей объективизма и обратиться к живому человеку во всей полноте ее индивидуального бытия.

Много идей марксизма: конкретно-исторический подход к исследованию человека и его бытия; отчуждение, понимание человека как существа природного и одновременно конфронтуючою ей как самостоятельная сила природы; фундаментальная значимость социальных факторов в развитии человека - стали всеобще значимыми во многих направлениях современной философии. Ряд существенных аспектов человеческого бытия остались вне поля зрения марксизма, что совершенно естественно. Любая теория исторически и логически ограничена.