Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ЧЕЛОВЕК
1. Проблема человека в философии
Человек есть тайна.
Кажется, человек не воплощает тайны. Каждый уверенно выделяет человека из другого мира. Совершенно очевидна и отличие человека от всех других существ окружающего мира. Философия оправдана тем, что выходит за пределы очевидности, и, по мнению испанского философа Хосе Ортегі-и-Гасета, выходит за такие рамки и в изучении, познании человека. В рассуждении о философии человека Хосе Ортега-и-Гасет не одинок. Еще Иммануил Кант пришел к выводу, что в философии о человеке существует три вопроса: что можно знать? На что можно надеяться? Что надо сделать? И они покрываются одним вопросом: что есть человек?
Действительно, тайна человека существует. Интересный сюжет книги французского путешественника Леона Веркора «Люди или животные?». Экспедиция из нескольких европейцев, что отправилась в Анды, в недоступном месте встретилась с каким-то диким племенем то стадом животных, то людей. Волею случая оказывается, что одного из них убили. Возникает вопрос: кого убили? Если человека, должна иметь место уголовная ответственность за убийство. Если же убито животное, такой ответственности нет. Но как определить, доказать: относятся ли представители дикого племени к людям или к животным? Сделать, кажется, не трудно. Определить критерии, которые отличают человека от животного. Начинается дискуссия: называются разные критерии: нравственность, религиозность, язык, сознание и др. Однако выясняется, что ни один из признаков критерием служить не может. Ведь обычно рядом с моральными людьми являются и аморальные, не перестают быть людьми. Тем более нравственность не есть в самой основе различия Добра и Зла. То же можно сказать о религии. Есть и люди, которые не верили в Бога, и таких, пожалуй, все больше и больше. Речь тоже вряд ли может стать четким критерием при всей ее важности. Даже критерий сознание не безупречен. И животные проявляют много ловкости, сноровки, но никак не сводятся к безусловному и даже условных рефлексов, но указывают на развитость психики. Оказывается то, что представлялось интуитивно ясно, понятно, в таких ситуациях не срабатывает! Несомненно, писателем Леоном Веркором возбуждено важные пласты морально-философских рассуждений, что, пожалуй, содержанию напоминают рассуждения Рене Декарта об отличие человека от автоматов. И тогда, три с половиной века назад, Рене Декарт не смог четко определить критерии, отличающие человека от автоматов, выделить человека из окружающего мира.
И в античности, и в Средневековье, и позже в XVII - XX в. проблема человека решалась по-разному. Выдвигалась идея божественного происхождения человека. Даже Рене Декарт отмечал, что он с Божьей помощью правильно различает людей от не людей. Следовательно, решение проблемы человека достигается в рамках одной концепции, а именно религиозной. Проблема человека имеет много тайн и загадок для самого человека. Адлсе Рене Декарт не один, а много философов и античности, и Средневековья, и позже вплоть до XX века придерживались теологической концепции происхождения человека. Федор Достоевский писал: " человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Для Федора Михайловича очевидно не только то, что человек есть тайна, но и то, что соответствовать своему понятию человек может, только занимаясь тайной, причем занимаясь в другом месте, всю жизнь. Проблему можно сформулировать примерно так, как ее сформулировал почти два с половиной века назад Иммануил Кант: что такое есть человек? Но что следует понимать под тайной человека?
В философии понятие «тайна» употребляется в нескольких смыслах. Чаще всего словом «тайна» определяется то, что еще не познано, но принципиально полностью познаваемо. Можно ли говорить о тайне человека? Можно, но только частично. Очень необычный предмет познания - человек. Известный философ Пьер Тейяр де Шарден отмечал, что человек - самый скрытый из объектов, что сводит с ума. В рамках религиозной концепции тайна человека имеет немного другое значение, содержание, занавішеність, мистичность, скрытность. Иммануил Кант утверждал, что для познания человека - основой является сам акт божественного его творения. Бог ничего не открыл и ничего не может открыть. Человек есть тайна в том смысле, что к ней не могут быть полностью применимы порожденные в недрах рационализма формулы: «понять предмет - значит построить его» (Спиноза), «понять - значит отразить в понятиях» (Гегель) и др. Современный философ Михаил Бахтин отмечал: «человек не может быть понятием». За этим стоит понимание того, что логико - понятийная дискуссия имеет вещественный характер, способна до конца исчерпать в знании вещь, объект, но не субъект. Главное в субъекте не то, что выражает его общность с другими субъектами, а то, что отличает его от них. Но смысл слова «тайна» человека связана с понятием индивидуального и конкретного. Будучи схваченным в общих овеществленных формах познания, индивидуальное не только воспринимается как тайна, но и составляет подлинную тайну для форм познания. Индивидуальное никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в содержании и значении. Меняется общество, меняется окружающий мир, а с ними и меняется жизнь, деятельность человека.