Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

I семестр

Тема 1. Эхо эпох в музыкальном искусстве

 

Тема. Музыкальное искусство и современность

Урок 5

Тема урока. Содержание. Жанр. Стиль. Г. Щедрин. "Кармен-сюита". Ж. Бизе. "Хабанера" из оперы "Кармен" - слушание. Элементы музыкального языка.

Пение вокального упражнения. П. Майборода "Пісня про вчительку" - разучивание

 

Цель урока: углубить знания учащихся о жанре и стиль музыкальных произведений, учить различать элементы музыкальной речи на конкретных музыкальных примерах; развивать ладовое, ритмичные, тембровая ощущение, добиваться выразительности исполнения песни; воспитывать эстетические вкусы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, нотный текст песни, портреты Же. Бизе, Р. Щедрина.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Воспринимая музыку, мы в своем воображении находим музыкальный образ этого произведения. Художественные образы, заложенные композитором в музыкальных темах, составляют основу произведения и формируют его содержание.

Каждое музыкальное произведение создавался в определенное время, эпоху и является целой системой музыкальных и художественных признаков, то есть имеет свой стиль.

Но все музыкальные произведения имеют свою структурную построение и принадлежат к определенной группе, которая классифицируется по жанру: песенный, камерный, оперный, симфонический и др.

Музыка не имеет конкретного содержания, как, например, литература. Чтобы понять содержание музыки, нужно воспринимать ее не как хаотичный поток звуков, а как тесная взаимосвязь и согласованность всех элементов музыкальной речи: мелодии, ритма, темпа, метра, динамики.

Просольфеджуємо украинскую народную песню „Подоляночка” и определим, какие элементы музыкального языка помогают понять смысл произведения

 

 

2. Настройка в тональности. Распевки.

- Какая тональность песни?

Размер, темп?

- Что характерно для ритма?

- Из скольких частей состоит мелодия? (Назовите мотив, фразу, предложение, период и напойте).

 

III. Сегодня мы повторим с вами песню П. Майбороды „Моя тропинка” и разучим Песню про учительницу”, которая также написана на слова А. Малышко.

 

Песня про учительницу

Слова А. Малышко

Музыка П. Майбороды

 

image254

 

На столе лежат тетради малые,

Детвора щебечет золота, золота.

И летят , летят в небе журавли,

Звонок будто зовет в молодые лета.

 

Сколько подросло и полетело нас

На пути земли, в ясную лазурь, лазурь!

А что в тебя вновь и дорожка в класс,

Под окном в школе явор то шумит.

 

Вновь приходит молодежь и шумит трава.

Узнаю тебя я при огне, в наши дни.

Учительница моя, зоре світова,

На Украине милой, родной стороне.

 

2. Художественный показ песни.

3. Характеристика прослушанного.

Мелодия песни интонационно сложная, но широкая напевность, мягкое звучание и соответствующий темп помогут передать глубокое образное содержание песни.

4. Разучиваю песню за нотным текстом, обращая внимание на малую сексту (10, 17, 25 такты) и малую септиму (32 т), а это зависит от правильной вокальной подачи звука.

 

IV. Слушание музыки.

1. Вступительная беседа.

Сейчас мы послушаем два произведения, которые объединяет одна тема - новелла П. Мериме „Кармен”.

Ж. Бизе родился в 1838 г. в семье музыкантов. Музыкальные способности мальчик проявил с детства, в 10 лет его принимают в Парижскую консерваторию. Некоторое время живет в Италии, и затем возвращается во Францию, где занимается музыкальным творчеством. Бизе написал 40 романсов и песен, оперы „Джаміле”, „Дон Родриго”, „Пражская красавица”, „Кармен”.

Работу над оперой „Кармен” Бизе завершил в 1874 г. Однако когда состоялась первая премьера, публика ее не поняла, потому что опера заканчивается трагически. Кармен - это красивая молодая цыганка, которую полюбил драгун (солдат) Хосе.

Мы послушаем „Хабанеру” из оперы. Хабанера - это испанская песня-танец, который характеризует выходную арию Кармен. В ее видоизмененном ритме чувствуется грация, свободолюбивая сила. Кармен поет о свободной, как птица, любовь, о любовь, что подчиняет мир. Песня обращена к Хосе. Кармен бросает ему цветок и убегает. Позже через 100 лет к этой теме обратился российский композитор Родион Щедрин (род. в 1932p.), который написал „Кармен-сюиту”, новое произведение, который построен на основе музыкальных тем оперы Же. Бизе.

Сюита - это циклическое произведение, состоящее из нескольких завершенных пьес, различных по содержанию и построению.

За последнее время широкое распространение получили сюиты на основе музыки из балетов, опер, что и сделал российский композитор Родион Щедрин.

3. Слушание этих двух произведений и сравнения.

1) Что объединяет эти произведения? Какой танец?

2) Какие различия между ними?

3) Что такое сюита?

4) Какие средства музыкальной выразительности применили композиторы дня создания образа Кармен?

5) Какие элементы музыкального языка остались неизменными, а какие меняются?

 

V. Итог урока.