Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ЧЕЛОВЕК
1. Проблема человека в философии
XXI века и проблема человека.
С наступлением века еще более обострился интерес к проблеме человека. Ведь издавна предметом интереса людей, их жизненных забот и философских рассуждений стал человек, его жизнь и смерть, предназначение и ценности, природа и смысл существования, перспективы будущего, ее развития. Нарастающая в современных условиях критика науки, и особенно естественно-научного подхода к изучению человека и его окружающего мира, осознание его ограниченности, вызвали переориентацию философии с науки на культуру. Осуществлен цивилизационный поворот, трансформация индустриальной цивилизации на информативное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества.
Уход с исторической сцены доминирующих еще недавно тоталитарных режимов во многих странах, деколонизация, что пришла, все больше усиливается тенденция перехода к социально-ориентированного демократического и правового общества, катастрофическое падение материального благосостояния и социального статуса человека в Украине, что является следствием обострения внимания к осмыслению екзистенціальності - способа бытия, стало важной особенностью современности. В истории развития науки о происхождении человека сложились две основные тенденции постижение человека: натуралистическая, что вытекает из неразрывной взаимосвязи человека и природы, и идеалистическая, акцентирует внимание на духовности человека. Тенденции дополняют друг друга и проявляются уже в философии античности. В современности идут настойчивые попытки создать так называемую понимающую социологию, психологию личности, ориентированные на субъекты научной отрасли знаний.
В современных условиях наука формирует так называемую картину мира, а философия же есть теоретически выраженное мировоззрение, где картина мира - лишь момент. Для картины мира характерен объективный подход, где нет воли, спонтанности, творчества. Философия как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Ведь в сферу философии входит не окружающий человека мир, а содержание ее бытия в мире, человек - не просто вещь среди вещей, а субъект, способный к изменению мира в самом себе.