РАЗДЕЛ IV
ПЛАНИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА 21
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ
Ключевые термины и понятия
• Производственная
программа • Оптимальная производственная
• Номенклатура
программа
• Централизованная
номенклатура • Производственная мощность
• Децентрализованная
номенклатура единичного или
• Ассортимент
мелкосерийного
• Показатели
производственной программы производства
• Натуральные
показатели • Производственная мощность
• Стоимостные
показатели серийного производства
• Объем
производства продукции • Производственная мощность
• Незавершенное
производство массового производства
• Валовой
оборот предприятия • Выходная мощность
• Государственный
контракт и государственное предприятия
заказ • Входная мощность
•
Внутризаводской оборот предприятия
• Баланс производственной
мощности
• Товарная продукция
• Валовая продукция
•
Условно-чистая продукция
•
Нормативная стоимость
обработка
• Производственная мощность
• Чистая продукция
21.1. Производственная программа, ее сущность
и основные понятия
Производство и реализация продукции
для обеспечения потребностей населения является целью деятельности предприятия, при условии, что
предприятие получает прибыль. Поэтому планирование производства и реализации
продукции является основным разделом тактического плана, на основе которого составляется
производственная программа предприятия.
Следовательно, производственная программа - это
система адресных заданий по производству и доставке продукции потребителям в
развернутой номенклатуре, ассортименте, соответствующего качества и в установленные
сроки согласно договорам поставок.
Основной задачей производственной
программы является максимальное удовлетворение потребностей потребителей в высококачественной продукции,
которая выпускается предприятиями при наилучшем использовании их ресурсов и
получении максимальной прибыли. С целью решения этой задачи в процессе
разработки производственной программы на всех уровнях нужно придерживаться таких требований:
- правильного определения потребности
в выпускаемой продукции, и обоснование объема ее производства спросом
потребителя;
- полного увязки натуральных
и стоимостных показателей объемов производства и реализации продукции;
- обоснование плана производства
продукции ресурсами и, прежде всего, производственной мощностью.
Производственная программа включает в себя:
- план производства продукции (за
номенклатурой, ассортиментом, количеством и сроками поставок);
- план сбыта продукции;
- расчет производственной
мощности.
В основу разработки производственной
программы должна быть положена реальная потребность в конкретной продукции. На уровне
промышленного предприятия конкретизация потребности в продукции обеспечивается за
помощью спроса потребителей и хозяйственных договоров с развернутым
номенклатурой изделий.
Производственная программа является основой для
составление следующих разделов плана предприятия:
- технического развития и
организации производства;
- повышение экономической
эффективности производства;
- капитальных вложений;
- капитального строительства;
- материально-технического
обеспечения;
- труда и кадрах;
- себестоимости, прибыли и
рентабельности;
- фонды экономического
стимулирования;
- социального развития;
- мероприятий по охране природы;
- финансового.
Для обоснования и правильного
формирование производственной программы предприятия в бизнес-плане необходимо предоставить
такую информацию:
- характеристика предлагаемой
продукции;
- оценка возможных рынков сбыта и
конкурентов;
- стратегия маркетинга.
Формирование производственной программы
предприятия базируется на следующих элементах:
- на основе изучения, анализа и
перспективы развития рыночного спроса предприятием заключаются со
потребителями-покупателями (торговыми предприятиями, посредниками, биржами)
соглашения на поставку определенных видов продукции;
- государственные контракты являются средством
обеспечение нужд потребителей, финансируемых за счет Государственного бюджета,
и обновления государственного резерва (при этом государство гарантирует оплату поставок
продукции и обеспечивает ее производство важнейшими ресурсами);
- государственные заказы являются средством
стимулирование увеличения производства в приоритетных отраслях, внедрение новых
технологий, выпуска дефицитных видов продукции, государственной поддержки важных
научных исследований (государство может предоставлять льготы предприятиям-производителям, но
не обеспечивает их финансовыми ресурсами);
- портфель заказов на продукцию
других потребителей формируется на основе контрактов между предприятиями-производителями
и предприятиями-потребителями и отражает его постоянные прямые хозяйственные
связи (такие контракты периодически пересматриваются и обновляются);
- часть продукции предприятия
может потребляться непосредственно им самим (в производственной программе должны
учитываться потребности предприятия, которые определяются на основе балансов
материальных ресурсов, отражающих потребность в них и источники ее покрытия).
При разработке производственной программы
предполагается достижение необходимых темпов роста производства; освоение
новых видов продукции; рациональное распределение продукции, выпускаемой по
календарных сроках. Основное внимание уделяется повышению эффективности
производства, достижению безубыточности по убыточной части номенклатуры.
Предполагается обновление фондов и внедрение новой техники, повышение
использование производственной мощности, роста производительности труда.