Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ IV

ПЛАНИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ТЕМА 21

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Ключевые термины и понятия

 

• Производственная программа • Оптимальная производственная

• Номенклатура программа

• Централизованная номенклатура • Производственная мощность

• Децентрализованная номенклатура единичного или

• Ассортимент мелкосерийного

• Показатели производственной программы производства

• Натуральные показатели • Производственная мощность

• Стоимостные показатели серийного производства

• Объем производства продукции • Производственная мощность

• Незавершенное производство массового производства

• Валовой оборот предприятия • Выходная мощность

• Государственный контракт и государственное предприятия

заказ • Входная мощность

• Внутризаводской оборот предприятия

• Баланс производственной

мощности

• Товарная продукция

• Валовая продукция

• Условно-чистая продукция

• Нормативная стоимость

обработка

• Производственная мощность

• Чистая продукция

 

21.1. Производственная программа, ее сущность и основные понятия

 

Производство и реализация продукции для обеспечения потребностей населения является целью деятельности предприятия, при условии, что предприятие получает прибыль. Поэтому планирование производства и реализации продукции является основным разделом тактического плана, на основе которого составляется производственная программа предприятия.

Следовательно, производственная программа - это система адресных заданий по производству и доставке продукции потребителям в развернутой номенклатуре, ассортименте, соответствующего качества и в установленные сроки согласно договорам поставок.

Основной задачей производственной программы является максимальное удовлетворение потребностей потребителей в высококачественной продукции, которая выпускается предприятиями при наилучшем использовании их ресурсов и получении максимальной прибыли. С целью решения этой задачи в процессе разработки производственной программы на всех уровнях нужно придерживаться таких требований:

- правильного определения потребности в выпускаемой продукции, и обоснование объема ее производства спросом потребителя;

- полного увязки натуральных и стоимостных показателей объемов производства и реализации продукции;

- обоснование плана производства продукции ресурсами и, прежде всего, производственной мощностью.

Производственная программа включает в себя:

- план производства продукции (за номенклатурой, ассортиментом, количеством и сроками поставок);

- план сбыта продукции;

- расчет производственной мощности.

В основу разработки производственной программы должна быть положена реальная потребность в конкретной продукции. На уровне промышленного предприятия конкретизация потребности в продукции обеспечивается за помощью спроса потребителей и хозяйственных договоров с развернутым номенклатурой изделий.

Производственная программа является основой для составление следующих разделов плана предприятия:

- технического развития и организации производства;

- повышение экономической эффективности производства;

- капитальных вложений;

- капитального строительства;

- материально-технического обеспечения;

- труда и кадрах;

- себестоимости, прибыли и рентабельности;

- фонды экономического стимулирования;

- социального развития;

- мероприятий по охране природы;

- финансового.

Для обоснования и правильного формирование производственной программы предприятия в бизнес-плане необходимо предоставить такую информацию:

- характеристика предлагаемой продукции;

- оценка возможных рынков сбыта и конкурентов;

- стратегия маркетинга.

Формирование производственной программы предприятия базируется на следующих элементах:

- на основе изучения, анализа и перспективы развития рыночного спроса предприятием заключаются со потребителями-покупателями (торговыми предприятиями, посредниками, биржами) соглашения на поставку определенных видов продукции;

- государственные контракты являются средством обеспечение нужд потребителей, финансируемых за счет Государственного бюджета, и обновления государственного резерва (при этом государство гарантирует оплату поставок продукции и обеспечивает ее производство важнейшими ресурсами);

- государственные заказы являются средством стимулирование увеличения производства в приоритетных отраслях, внедрение новых технологий, выпуска дефицитных видов продукции, государственной поддержки важных научных исследований (государство может предоставлять льготы предприятиям-производителям, но не обеспечивает их финансовыми ресурсами);

- портфель заказов на продукцию других потребителей формируется на основе контрактов между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями и отражает его постоянные прямые хозяйственные связи (такие контракты периодически пересматриваются и обновляются);

- часть продукции предприятия может потребляться непосредственно им самим (в производственной программе должны учитываться потребности предприятия, которые определяются на основе балансов материальных ресурсов, отражающих потребность в них и источники ее покрытия).

При разработке производственной программы предполагается достижение необходимых темпов роста производства; освоение новых видов продукции; рациональное распределение продукции, выпускаемой по календарных сроках. Основное внимание уделяется повышению эффективности производства, достижению безубыточности по убыточной части номенклатуры. Предполагается обновление фондов и внедрение новой техники, повышение использование производственной мощности, роста производительности труда.