РАЗДЕЛ IV
ПЛАНИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА 20
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И
РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
20.4. Методы
и принципы государственного регулирования деятельности предприятия
Рыночная экономика не в состоянии
автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего
общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливого
распределения дохода, не гарантирует права на труд, не способствует охране окружающей среды, не
поддерживает социально незащищенных слоев населения.
Частный бизнес не заинтересован
вкладывать средства в те отрасли и те проекты, которые не обеспечивают достаточно высокого
прибыли, но для общества и государства они жизненно необходимы. Рыночная
экономика не решает и многих других актуальных проблем. И все это должна
заботиться государство. Она, во-первых, создает правовую основу для рыночной
экономики, во-вторых, влияет на распределение ресурсов с целью повышения
эффективности производства.
На государство возложены следующие основные
функции:
1. Создание правовой основы. По
помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», которые
регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.
2. Обеспечение надлежащего
правопорядка в государстве и национальной безопасности. Если государство должным образом не
выполняет этих функций, то в государстве создаются условия для развития криминальной
ситуации: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других
негативных явлений, что пагубно влияют на экономику государства.
3. Стабилизация экономики, то есть
устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне
основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта,
национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для
обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все
имеющиеся рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной,
финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
4. Обеспечение социального
защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную
политику, сущность которой в гарантированном обеспечении всех работающих минимумом
заработной платы, пенсиями по возрасту и инвалидности, пособиями по безработице; в
обеспечении различных видов помощи малоимущим; в проведении индексации
фиксированных доходов в связи с инфляцией и т. п. Проводя эту политику, государство
тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех своих граждан и
не допускает социальной напряженности в обществе.
5. Защите конкуренции. В рыночной
экономике конкуренция - один из главных регулирующих инструментов. Конкуренция
- основа прогресса во всех сферах экономики, она подталкивает производителей товаров и
услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и
снижать затраты на ее производство. Поэтому одна из функций государства - это защита
конкуренции. При конкуренции покупатели - это хозяева, рынок - их агент, а
предприятие - их слуга. При монополии ситуация резко меняется и покупатель с
хозяина превращается в слугу.
Так, для Украины проблема создания
конкурентной сферы и ее защита особенно важны на современном этапе, поскольку
среда для настоящей конкуренции в стране еще не создан и экономика в
значительной степени монополизирована. Чтобы выполнить эти и ряд других функций, государство
должна использовать все имеющиеся рычаги и средства.
Только при наличии определенных условий и
предпосылок государство должно вмешиваться в экономику. Условия могут быть положительные и
негативные.
Негативные условия - это всякого рода
негативные явления и тенденции в различных сферах деятельности человечества, которые могут
вредно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику государства в целом.
Такими условиями для вмешательства государства
могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе,
негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень
безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета,
неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке,
инвестиционный спад и др.), ухудшение окружающей среды.
Под позитивными условиями понимают
различные позитивные явления и процессы в различных отраслях деятельности человечества, которые хорошо
влияют на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль
государства в этом случае сводится к своевременному их выявления и принятия
определенных мер по их поддержке.
Знание условий и предпосылок еще не
достаточно для вмешательства государства, государство должно знать их критерии, т.е.
признаки, на основе которых можно было бы оценить их количественное соотношение.
Например, к негативным явлениям относятся: инфляция, безработица, спад
промышленного производства, дефицит бюджета, спад инвестиционной деятельности и т.
др. Для государственного вмешательства необходимо знать их критерии, чтобы можно было
выбрать адекватные меры воздействия по их устранению.
Безработица - это неотъемлемый элемент
рыночной экономики. Определенный ее уровень - 4-6 % от численности рабочей силы -
считается нормальным, или оправданным, и называется естественным уровнем.
Поэтому государство должно регулировать
безработицы только в том случае, когда оно превышает естественный уровень (4-6 %),
то есть когда начинается циклическая безработица, которое связано со спадом
производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный
на уровень естественной безработицы.
Основными элементами рыночного
механизма регулирования являются: цена, спрос и предложение, с помощью которых
поддерживается прямая и обратная связь между производителями и потребителями. Рыночные
отношения порождают своеобразную демократию, при которой покупатели в Украине голосуют
своими деньгами.
С помощью конкуренции рынок
стимулирует снижение издержек производства, технические нововведения, повышение
производительности труда, а также выталкивает из своей сферы неэффективных производителей,
неконкурентоспособные предприятия.
Методы государственного экономического
регулирования деятельности отдельных субъектов хозяйствования осуществляются путем
проведение политики цен, государственных заказов и контрактов, системы маркетинга,
политики доходов, развития информационных систем.
В основе деятельности производителей, которые
работающих на основе принципов маркетинга, лежит девиз: производить только то, что
нужно рынка, покупателю. Исходным моментом, лежащим в основе маркетинга,
выдвигается идея потребностей человека и его запросов. Поэтому сущность маркетинга заключается в
следующем: следует производить только то, что обязательно найдет сбыт, а не делать
попытку навязать покупателю не согласованную предварительно с рынком продукцию.
Из сущности маркетинга вытекают
основные принципы:
1. Нацеленность на достижение
конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности.
2. Концентрацию исследовательских,
производственных и сбытовых усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности.
3. Направленность предприятия на
достижения не временного, а долгосрочного результата маркетинговой работы.
4. Применение в единстве и
взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных
покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них.
Одним из факторов государственного
регулирования деятельности отдельных субъектов хозяйствования является государственный заказ.
Госзаказ выдается государственными органами и финансируется из средств государственного
бюджета. Госзаказ - это заказ на производство продукции, выпуск
товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может
выполняться не только государственными, но и другими предприятиями. Заказ
обычно выдается на конкурентной основе. Основное функциональное назначение
госзаказов заключается в том, чтобы выполнять роль гаранта соблюдения
общегосударственных интересов. Госзаказ - один из важнейших
инструментов влияния на рынок, который дает возможность государству задавать уровень цен,
корректировать сроки заключения сделок. Более того, госзаказ - это гарантированный
сбыт продукции, отсюда и экономические блага предприятия. Госзаказ является также
средством авансирование товаропроизводителей.
Вместе с тем необходимо отметить, что
объемы госзаказа в народном хозяйстве Украины постепенно снижаются, что
обусловлено общим снижением роли бюджетной сферы в экономике. Сейчас
госзаказ существенно осталось лишь в виде закупок продуктов
питания с целью обеспечения спецнужд (тюрьмы, колонии и т. п.), а также к
государственного резерва.
Кроме госзаказа, государство может
осуществлять финансовую поддержку некоторых субъектов хозяйствования.
Во время спада производства с целью
увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию
общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию
различных государственных программ, тем самым реанимируя некоторые отрасли и фирмы. На
подъем экономики государство может влиять, уменьшая свои доходы, то есть уменьшая
налоги с населения и предприятий. У населения увеличивается спрос на потребительские
товары, а у предприятий появляется больше возможностей по инвестированию,
в конце концов должно привести к оживлению экономики. Государственная система
налогообложения существенно влияет на экономику предприятий. Ведь налоговое давление
может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться
достаточно средств не только для расширенного, но и для простого воспроизводства. Она
должна предусматривать определенные льготы по налогам для предприятий, которые
функционируют в приоритетных для государства сферах экономики, для стимулирования
малого бизнеса; для предприятий, которые значительную часть своих доходов направляют
на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства.
Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в
направлении повышения выпуска продукции и предоставления услуг.
Снижение государственных расходов в определенных
случаях приводит к снижению дефицита государственного бюджета, следовательно, к
замедление инфляционных процессов.
Однако макрорегулирования не
ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов
управления, потому что государство может запаздывать в своих действиях.
В рыночной экономике существуют определенные
механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как
только проявляются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их
называют встроенными стабилизаторами. Они позволяют автоматически осуществлять
изменения налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. Таким
стабилизатором может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог
в зависимости от доходов. С повышением дохода прогрессивно растут налоговые
ставки, утвержденные правительством заранее.
Однако, осуществляя лишь сглаживание
экономических колебаний, государство не может выполнять своих функций без соответствующей
кредитно - денежной политики.
Кредитно-денежная политика - это
целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и
кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно-денежная политика позволяет
бороться со спадом производства и инфляцией. Сущность этой политики заключается в
том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они, в свою
очередь - на потребительский и инвестиционный спрос.
Главную роль в реализации
кредитно-денежной политики играет Национальный банк Украины. Регулируя
процентную ставку в зависимости от экономической ситуации, которая сложилась, он тем самым
расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческими банками.
Государство может существенно влиять на
экономический рост и инфляцию скупкой или продажей своих ценных бумаг. При
скупке ценных бумаг у их держателей появляются собственные денежные средства, которые
могут стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то
она продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обращении денежную массу.
Бюджетная и кредитно-денежная политика внедряются государством совместно и
сбалансировано.
К другим формам регулирования государством предпринимательской
деятельности субъектов хозяйствования относятся: государственная поддержка конкуренции
и предпринимательства, научно-технической, амортизационной и инвестиционной
политики. Суть этих форм государственного регулирования изложена в отдельных главах и
параграфах данного учебника.