Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ IV

ПЛАНИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

ТЕМА 21

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

21.2. Основные показатели производственной программы

 

Производственная программа в стоимостном выражении разрабатывается предприятием по товарной продукции в порівнювальних ценах. Для планирования других показателей (прибыли, себестоимости) товарная продукция определяется в действующих ценах предприятия. Итак, в основу планирования производственной программы положена система показателей объема производства, которая включает натуральные и стоимостные показатели.

Натуральными показателями производственной программы является объем продукции в натуральных единицах по номенклатуре и ассортиментом.

Номенклатура - это перечень названий отдельных видов продукции.

Ассортимент - это разновидность изделий в пределах данной номенклатуры.

Номенклатура изделий предприятия может быть централизованной и децентрализованной.

Централизованная номенклатура формируется путем заключения государственных контрактов и государственных заказов.

Децентрализованная номенклатура формируется предприятием самостоятельно на основе изучения рыночного спроса на свою продукцию и установления прямых контактов с потребителями путем заключения договоров поставок.

Натуральные показатели, обычно, представляются в физических единицах измерения (метры, штуки, тонны и т. д.). Значение натуральных показателей производственной программы в условиях рынка возрастает, поскольку именно они дают возможность оценить степень удовлетворения потребностей потребителей в определенных товарах с учетом качественной характеристики товаров.

На основе производственной программы в натуральном выражении определяют стоимостные показатели: товарную, валовую продукцию в сравниваемых ценах, товарную и реализованную продукцию в действующих ценах предприятия.

Следовательно, объем производства продукции в натуральных измерителях устанавливают на основе объема поставок:

где ОВ - объем производства продукции в натуральных единицах;

ОП - объем поставок в натуральных единицах;

Сп - запасы продукции на складе на начало планового года в натуральных единицах;

Ск - запасы продукции на складе на конец планового года в натуральных единицах.

Стоимостными показателями производственной программы являются объемы товарной, валовой, реализованной, чистой, условно-чистой продукции, нормативной стоимости обработки, валового и внутризаводского оборота, объем незавершенного производства.

Важнейшим показателем производственной программы является товарная продукция. Она включает в свой состав всю изготовленную в плановом или предыдущем периодах продукцию, соответствующую стандартам, техническим условиям, принята в ОТК, упакована и подготовлена к реализации:

где ТП - товарная продукция;

ГП - готовая продукция;

Н - полуфабрикаты, которые поставляются на сторону;

Пп.х - услуги промышленного характера;

Тн.с - товары народного потребления;

Гк.б - работы с капитального строительства, которые выполняются владельцами;

Пд.г - продукция вспомогательных хозяйств, предназначенная для реализации «на сторону»;

Гс.к - средние и капитальные ремонты, выполняемые собственными силами.

Товарная продукция оценивается в действующих оптовых ценах, по себестоимости, в натуральных показателях, в трудовых показателях (для внутрізаводського планирования).

Следующим показателем производственной программы является валовая продукция включает всю продукцию в стоимостном выражении, независимо от степени ее готовности:

где ВП - валовая продукция;

НЗПП - стоимость остатков незавершенного производства на начало планового периода;

НЗПК- стоимость остатков незавершенного производства на конец планового периода;

Ип - стоимость инструмента для собственных нужд на начало планового периода;

Ик - стоимость инструмента для собственных нужд на конец планового периода.

Это наиболее общий показатель, который отражает всю работу предприятия.

Валовую продукцию можно также вычислить по формуле:

где ВО - валовой оборот предприятия;

ВЗО - внутризаводской оборот предприятия.

Валовой оборот предприятия - это объем валовой продукции независимо от того, где она будет использована: в внутри предприятия или вне его.

Внутризаводской оборот - это и количество продукции предприятия, которая используется внутри его для дальнейшей переработки.

Измеряется валовая продукция в действующих оптовых ценах, по себестоимости и в нормо-часах. По показателю валовой продукции определяется потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы. Валовые показатели имеют существенный недостаток, что искажает объективную оценку работы предприятия: в них учитываются затраты прошлого труда (материальные затраты и амортизация), что приводит к повторного расчета.

Важное значение для анализа производственной программы имеет показатель незавершенного производства в стоимостном выражении:

где НЗП - размер незавершенного производства;

Кв - количество изделий;

С - себестоимость одного изделия;

Тц - продолжительность цикла изготовление одного изделия;

Кн - коэффициент нарастания затрат при изготовлении изделия;

Д - количество рабочих дней в расчетном периоде.

Коэффициент нарастания затрат при изготовленные изделия рассчитывается:

где М - сумма материальных затрат на производство одного изделия;

С - себестоимость единицы изделия без материальных затрат;

С0 - единовременные затраты в начале цикла изготовления продукции;

С1 - текущие расходы на изготовление продукции.

Незавершенное производство - это продукция, которая находится на различных промежуточных стадиях производственного цикла. Она включает поступления материалов со склада в цех и их пребывание в производственном процессе к моменту сдачи изделий на склад готовой продукции. Значит, к незавершенного производства относятся предметы труда, которые находятся в процессе транспортировки, а также полуфабрикаты на цеховых складах. Размеры незавершенного производства зависят от объемов производства продукции, длительности производственного цикла и др.

Объем реализованной продукции включает стоимость всех готовых изделий, которые были поставлены покупателям и оплачены ими, и стоимость выполненных работ, которые входят в товарную продукцию:

где РП - реализованная продукция;

Злп - остатки нереализованной продукции на начало планового периода;

Злк- остатки нереализованной продукции на конец планового периода;

В3лп - остатки продукции отгруженной, по которой срок оплаты не наступил на начало планового года;

33лк - остатки продукции на ответственном хранении у покупателей на конец планового года.

Стоимость работ непромышленного характера к объему реализации не входит. Объем реализованной продукции измеряется в действующих оптовых ценах предприятия, а при расчете прибыли от реализации - также по себестоимости. Этот показатель учитывает результаты реализационной деятельности. Поэтому он имеет особое значение в условиях рынка и является основным при определении показателей финансового плана (прибыли, потребности в оборотных средствах).

Объем реализованной продукции с учетом выполнения плана поставок рассчитывают, как стоимость реализованной продукции за вычетом стоимости недопоставлено! продукции.

Объем чистой продукции предприятия вычисляют по формуле

где ЧП - чистая продукция предприятия;

Мв - материальные затраты на производство продукции;

А - сумма амортизационных отчислений за соответствующий период.

Следовательно, чистая продукция - это стоимость, созданная на предприятии, или добавленная стоимость.

Чистая продукция может быть вычислена как сумма основной и дополнительной заработной платы предприятия с отчислениями на социальные мероприятия и прибыли.

Еще одним показателем, близким по своим значением к чистой продукции, является условно чистая продукция:

где А - сумма амортизационных отчислений за соответствующий период.

Следовательно, в отличие от чистой продукции, условно чистая продукция включает амортизационные отчисления.

Иногда применяются при разработке производственной программы следующие показатели:

- нормативная стоимость обработки;

- нормативная заработная плата;

- нормативная чистая продукция.

Наибольший интерес среди этих дополнительных показателей представляет нормативная стоимость обработки, которая получается как произведение показателя нормативной стоимости обработки одного изделия i-то вида и количества изготовленных изделий i-то вида.

Анализ производственной программы проводится за динамикой объема выпуска продукции, по номенклатуре и ассортименту, ритмичности работы предприятия, качеством продукции, резервах роста производства.

Наиболее важными и обобщающими показателями среди вышеприведенных являются показатели объема выпуска и реализации продукции. За динамикой объема выпуска продукции анализ осуществляется так:

где ОВф - фактический объем выпуска продукции;

ОВп - плановый объем выпуска продукции.

Аналогично анализируется объем реализованной продукции:

где ОРф - фактический объем реализации продукции;

ОРп - плановый объем реализации продукции.

Вообще, по вышеприведенным показателям анализ проводится сопоставлением их фактических и плановых величин.