РАЗДЕЛ IV
ПЛАНИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА 21
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ
21.2. Основные показатели производственной
программы
Производственная программа в стоимостном
выражении разрабатывается предприятием по товарной продукции в порівнювальних
ценах. Для планирования других показателей (прибыли, себестоимости) товарная
продукция определяется в действующих ценах предприятия. Итак, в основу планирования
производственной программы положена система показателей объема производства, которая
включает натуральные и стоимостные показатели.
Натуральными показателями производственной
программы является объем продукции в натуральных единицах по номенклатуре и
ассортиментом.
Номенклатура - это перечень названий
отдельных видов продукции.
Ассортимент - это разновидность
изделий в пределах данной номенклатуры.
Номенклатура изделий предприятия
может быть централизованной и децентрализованной.
Централизованная номенклатура формируется
путем заключения государственных контрактов и государственных заказов.
Децентрализованная номенклатура
формируется предприятием самостоятельно на основе изучения рыночного спроса на свою
продукцию и установления прямых контактов с потребителями путем заключения договоров
поставок.
Натуральные показатели, обычно,
представляются в физических единицах измерения (метры, штуки, тонны и т. д.).
Значение натуральных показателей производственной программы в условиях рынка возрастает,
поскольку именно они дают возможность оценить степень удовлетворения потребностей
потребителей в определенных товарах с учетом качественной характеристики товаров.
На основе производственной программы в
натуральном выражении определяют стоимостные показатели: товарную, валовую продукцию в
сравниваемых ценах, товарную и реализованную продукцию в действующих ценах
предприятия.
Следовательно, объем производства продукции в
натуральных измерителях устанавливают на основе объема поставок:
где
ОВ - объем производства продукции в натуральных единицах;
ОП - объем поставок в натуральных
единицах;
Сп - запасы продукции на
складе на начало планового года в натуральных единицах;
Ск - запасы продукции на
складе на конец планового года в натуральных единицах.
Стоимостными показателями производственной
программы являются объемы товарной, валовой, реализованной, чистой, условно-чистой
продукции, нормативной стоимости обработки, валового и внутризаводского
оборота, объем незавершенного производства.
Важнейшим показателем производственной
программы является товарная продукция. Она включает в свой состав всю изготовленную в
плановом или предыдущем периодах продукцию, соответствующую стандартам,
техническим условиям, принята в ОТК, упакована и подготовлена к реализации:
где
ТП - товарная продукция;
ГП - готовая продукция;
Н - полуфабрикаты, которые
поставляются на сторону;
Пп.х - услуги
промышленного характера;
Тн.с - товары народного
потребления;
Гк.б - работы с
капитального строительства, которые выполняются владельцами;
Пд.г - продукция
вспомогательных хозяйств, предназначенная для реализации «на сторону»;
Гс.к - средние и
капитальные ремонты, выполняемые собственными силами.
Товарная продукция оценивается в
действующих оптовых ценах, по себестоимости, в натуральных показателях, в трудовых
показателях (для внутрізаводського планирования).
Следующим показателем производственной
программы является валовая продукция включает всю продукцию в стоимостном
выражении, независимо от степени ее готовности:
где
ВП - валовая продукция;
НЗПП - стоимость остатков
незавершенного производства на начало планового периода;
НЗПК- стоимость остатков
незавершенного производства на конец планового периода;
Ип - стоимость инструмента
для собственных нужд на начало планового периода;
Ик - стоимость инструмента
для собственных нужд на конец планового периода.
Это наиболее общий показатель, который
отражает всю работу предприятия.
Валовую продукцию можно также
вычислить по формуле:
где
ВО - валовой оборот предприятия;
ВЗО - внутризаводской оборот
предприятия.
Валовой оборот предприятия - это
объем валовой продукции независимо от того, где она будет использована: в
внутри предприятия или вне его.
Внутризаводской оборот - это и
количество продукции предприятия, которая используется внутри его для
дальнейшей переработки.
Измеряется валовая продукция в
действующих оптовых ценах, по себестоимости и в нормо-часах. По показателю валовой
продукции определяется потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах,
необходимых для выполнения производственной программы. Валовые показатели имеют существенный
недостаток, что искажает объективную оценку работы предприятия: в них учитываются
затраты прошлого труда (материальные затраты и амортизация), что приводит к
повторного расчета.
Важное значение для анализа
производственной программы имеет показатель незавершенного производства в стоимостном выражении:
где
НЗП - размер незавершенного производства;
Кв - количество изделий;
С - себестоимость одного изделия;
Тц - продолжительность цикла
изготовление одного изделия;
Кн - коэффициент
нарастания затрат при изготовлении изделия;
Д - количество рабочих дней в
расчетном периоде.
Коэффициент нарастания затрат при
изготовленные изделия рассчитывается:
где
М - сумма материальных затрат на производство одного изделия;
С - себестоимость единицы изделия без
материальных затрат;
С0 - единовременные затраты
в начале цикла изготовления продукции;
С1 - текущие расходы на
изготовление продукции.
Незавершенное производство - это
продукция, которая находится на различных промежуточных стадиях производственного цикла. Она
включает поступления материалов со склада в цех и их пребывание в производственном
процессе к моменту сдачи изделий на склад готовой продукции. Значит, к
незавершенного производства относятся предметы труда, которые находятся в процессе
транспортировки, а также полуфабрикаты на цеховых складах. Размеры
незавершенного производства зависят от объемов производства продукции,
длительности производственного цикла и др.
Объем реализованной продукции включает
стоимость всех готовых изделий, которые были поставлены покупателям и оплачены ими, и
стоимость выполненных работ, которые входят в товарную продукцию:
где
РП - реализованная продукция;
Злп - остатки
нереализованной продукции на начало планового периода;
Злк- остатки нереализованной
продукции на конец планового периода;
В3лп - остатки продукции
отгруженной, по которой срок оплаты не наступил на начало планового года;
33лк - остатки продукции
на ответственном хранении у покупателей на конец планового года.
Стоимость работ непромышленного
характера к объему реализации не входит. Объем реализованной продукции
измеряется в действующих оптовых ценах предприятия, а при расчете прибыли от
реализации - также по себестоимости. Этот показатель учитывает результаты
реализационной деятельности. Поэтому он имеет особое значение в условиях рынка и является
основным при определении показателей финансового плана (прибыли, потребности в
оборотных средствах).
Объем реализованной продукции с
учетом выполнения плана поставок рассчитывают, как стоимость реализованной
продукции за вычетом стоимости недопоставлено!
продукции.
Объем чистой продукции предприятия
вычисляют по формуле
где
ЧП - чистая продукция предприятия;
Мв - материальные затраты
на производство продукции;
А - сумма амортизационных отчислений
за соответствующий период.
Следовательно, чистая продукция - это стоимость,
созданная на предприятии, или добавленная стоимость.
Чистая продукция может быть вычислена
как сумма основной и дополнительной заработной платы предприятия с отчислениями
на социальные мероприятия и прибыли.
Еще одним показателем, близким по
своим значением к чистой продукции, является условно чистая продукция:
где
А - сумма амортизационных отчислений за соответствующий период.
Следовательно, в отличие от чистой
продукции, условно чистая продукция включает амортизационные отчисления.
Иногда применяются при разработке
производственной программы следующие показатели:
- нормативная стоимость обработки;
- нормативная заработная плата;
- нормативная чистая продукция.
Наибольший интерес среди этих
дополнительных показателей представляет нормативная стоимость обработки, которая получается
как произведение показателя нормативной стоимости обработки одного изделия i-то вида и
количества изготовленных изделий i-то вида.
Анализ производственной программы
проводится за динамикой объема выпуска продукции, по номенклатуре и
ассортименту, ритмичности работы предприятия, качеством продукции, резервах роста
производства.
Наиболее важными и обобщающими
показателями среди вышеприведенных являются показатели объема выпуска и реализации
продукции. За динамикой объема выпуска продукции анализ осуществляется так:
где
ОВф - фактический объем выпуска продукции;
ОВп - плановый объем выпуска продукции.
Аналогично анализируется объем
реализованной продукции:
где
ОРф - фактический объем реализации продукции;
ОРп - плановый объем
реализации продукции.
Вообще, по вышеприведенным показателям
анализ проводится сопоставлением их фактических и плановых величин.