Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

Урок 111

Тема. Среднее арифметическое. Средние величины

 

Цель: сформировать умение находить среднее арифметическое и решать упражнения на применение этого понятия.

Тип урока: усвоение навыков и умений.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний. Разминка

Устные упражнения

1. Удвойте сумму 2,4 + 19,7 + 7,3 + 4,6.

2. Найдите четверть разницы 6,2 - 3,4.

3. Найдите число, если его пятая часть равна произведению 1,8 · 5.

4. Сравните числа:

1) и 0,51;

2) и 0,8;

3) 0,4 и ;

4) и 0,4;

5) и 0,49999;

6) и ;

7) и ;

8) и ;

9) и .

5. Решите уравнение:
1)
= 0,5; 2) = 0,4; 3) = 0,4.

 

II. Формирование знаний

Постановка проблемы

Задача 1. В течение июня тетка Горпина на своем огороде собрала 124 кг клубники.

Сколько килограммов клубники собирала она ежедневно, если:

1) ежедневно урожай был одинаковым;

2) неизвестно урожай был одинаковым каждый день?

Решение

1) Понятно, что если каждый из 31 дней июня урожай был одинаковым, то каждый день он составляет 124 : 31 = 4 (кг).

2) В этом случае невозможно точно ответить на вопрос, потому что возможны разные случаи. Но среднее значение урожая 124 : 31 = 4 (кг).

Задача 2. Общий возраст игроков футбольной команды 286 лет. Какого возраста каждый из игроков, если:

1) они ровесники;

2) неизвестно, все они ровесники?

Решение

1) 286 : 11 = 26 (лет) - возраст каждого игрока;

2) ответить на вопрос точно невозможно, поэтому говорят, что средний возраст игроков футбольной команды 286 : 11 = 26 лет.

Решение проблемы

После разбора задач 1 и 2 учитель делает выводы.

Итак, довольно часто в повседневной жизни мы имеем дело со средними величинами (средняя урожайность, средняя зарплата учителя, среднее количество окладов за месяц, год и т. д.). Но как найти среднее значение величины, мы рассмотрим в следующем урока. А вот с отдельным случаем средних величин - средним арифметическим, мы познакомимся сегодня.

Задача 3. Туристы за 1-ую час прошли 2,6 км. За вторую - 3,3 км, а за третью - 2,5 км. С какой постоянной скоростью (средней скоростью) надо было им идти, чтобы пройти всего расстояние за 3 ч.?

Решения.

Очевидно, что = 8,4 : 3 = 2,8 (км/ч).

Итак, видим, что для нахождения ответа задачи мы нашли сумму 3-х слагаемых и поделили ее на 3 (количество слагаемых). Следовательно, средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на количество слагаемых.

Пример 1. Найдите среднее арифметическое чисел 23,4; 18,7; 19,6 и 20,8.

Решения.

Среднее арифметическое равна:

.

Пример 2. Среднее арифметическое чисел 3,7 и х равен 2,15. Найдите число х.

Решение

; 3,7 + х = 21,5 · 2; 3,7 + х = 4,3; х = 4,3 - 3,7; х = 0,6.

 

III. Формирование умений

Ученики решают за аналогии с примерами 1 и 2 №№ 997; 998; 1003, а также выполняют упражнения на повторение: №№ 1015(1); 1016.

 

IV. Итог урока

Решая устные задания, учащиеся повторяют основные теоретические сведения урока (определение среднего арифметического нескольких чисел) и проверяют свои умения находить среднее арифметическое.

Какое из чисел больше?

1) 12 или среднее арифметическое 11 и 14;

2) среднее арифметическое 7 и 8 или среднее арифметическое 10, 9 и 6;

3) среднее арифметическое 19, 11, 13 и 15 или среднее арифметическое 12, 14, 16 и 18.

 

V. Домашнее задание

п. 33, №№ 1000; 1004; 1015 (2); 1018 (1).