8 КЛАСС
I семестр
Тема 1. Эхо эпох в музыкальном искусстве
Тема. Музыкальное искусство и современность
Урок 4
Тема урока. Средства композиционного построения произведения. Л. Ревуцкий. Финал (IV ч.) Симфонии № 2 - слушания.
Музыкальное развитие. Работа над песней П. Майбороды "Моя тропинка"
Цель урока: углубить знания учеников о способах композиционного построения музыкального произведения и музыкальное развитие на музыкальных примерах; развивать ладо-тональный слух и певческие навыки у детей; воспитывать любовь к Родине, украинской песни.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, аудио-записи, портрет Л. Ревуцкого.
Ход урока .
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие (то, которое выучили на прошлом уроке).
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1. Пение на заданной высоте гласных (а, а, у, е.).
2. Упражнение для дыхания и протяжного пения.
III. Объяснение нового материала.
Сегодня мы глубже поговорим и закрепим на музыкальных примерах приемы музыкального развития.
Протекая во времени, музыка успевает передать процессы развития, всесторонние изменения действительности в самых сильных контрастах. Развитие музыки происходит с помощью таких факторов: повтор, вариативность, контраст. Соответственно наименьшей музыкальной формой является период.
Период (промежуток времени) - наименьшее музыкальное построение, в котором изложено относительно законченную музыкальную мысль. Обычно период состоит из 4 или 8 тактов, которые завершаются по-разному. Иногда в форме периода строятся целые музыкальное произведения (романсы, прелюдии, пьесы).
Простейшим видом музыкального развития является точное повторение изложенной темы - это куплетна форма, сущность которой заключается в том, что одна и та же мелодия повторяется много раз, но с новым литературным текстом. Например, обработка Леонтовича „Дударик”. Немного большего развития музыка несет в вариационной и в двухчастной форме - это такая музыкальная построение, которая имеет две части, две музыкальные образы, преимущественно контрастные - запев и припев. Но наибольшее развитие происходит в трехчастной построении и в сонатному аллегро (сонатная форма).
- Вспомните, из каких разделов состоит сонатная форма.
(Экспозиция, разработка, реприза).
В сонатной форме пишутся первые части сонат, симфоний, концертов и т. д.
Симфония - это большое произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатного цикла.
Состоит из таких частей:
I ч. написана в форме сонатного аллегро.
II ч. - Анданте или адажио-вариационная.
III ч. - Менуэт - сложная трехчастная форма.
Из этого можно сделать вывод, что музыкальное построение, расположение и соотношение частей произведения и совокупность средств музыкальной выразительности составляют композицию музыкального произведения.
IV. Слушание музыки.
1. Беседа.
Сейчас вы послушаете финал Симфонии № 2 украинского композитора Льва Ревуцкого. Этот трехчастный цикл принадлежит к произведениям, которые наиболее естественно и гармонично перевоплощают темы украинских народных песен в красочной оркестровой ткани. И ч. этой симфонии вы слушали в 7 классе, она основывается на двух народных песнях: „Ой, весна, весниця” и „Ой не жаль мне и ни на кого”. Три песни во II части. В финале Ревуцкий рисует торжественную, величественную картину народного праздника, веселья, подъема. Финал построен на народных мелодиях „А мы просо сеяли”, „При долине мак” (наигрываю темы).
Поэт М. Рыльский о музыке Ревуцкого высказался в стихотворении так:
„В колыбель дар песен
тебе положила судьба,
В сердце налила добра и чистоты.
И дорогие сокровища несешь осмотрительно ты.
Как чашу, как свечу в радостное раздолье.”
Найдите в данном произведении мотив, фразу, предложение, период с украинских народных песен „А мы просо сеяли”, «При долине мак».
2. Слушание произведения и его характеристика.
Первая песня „А мы просо сеяли” - это старинная песня-игра. Автор трактует ее как „мужской” танец, подражая звучаннія „низких” струнных инструментов. Вторая тема, наоборот, более женская и привлекает слушателя грациозностью и мягким лукавством.
- Что напоминает вам музыка симфонии?
- С какими обрядами связаны использованы украинские народные песни?
- Какого развития достигла в симфонии обычная народная песня?
V. Исполнение песни П. Майбороды „Моя тропинка”. (Настройка в тональности).
Работаю над чистотой интонирования, дыханием, поскольку песня по характеру протяженная, напевна, мелодична.
- Какая музыкальная построение этой песни? Объяснение. Желающих опитую на оценку.
VI. Итог урока.