Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА ВТОРАЯ БЫТИЕ
2. Структура бытия
Бытие духовного (идеального).
Духовное - это единство многообразного, которое охватывает процессы сознательного и бессознательного, содержит знания, что воплощается в формах естественных языков и искусственных знаково-символических систем. В духовных продуктов и процессов относятся также нормы, принципы человеческого общения, в том числе нормы и критерии нравственности, права, художественной творчестве.
Одной из форм духовного бытия есть бытие индивидуализированного духовного. Бытие индивидуализированного духовного - это бытие духовного мира человека, важная сторона бытия индивида. Содержанием бытие индивидуализированного духовного выступает органическое единство сознательного и бессознательного. Сознание существует как необратимый поток побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, которые быстро изменяются, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и др.
Специфика существования сознания заключается в исключительной подвижности ее процессов, а также в том, что их непосредственное бытие сокрыто от любого внешнего наблюдения Единственным средством прямого и непосредственного охвата (на современном этапе развития человечества) является самоотчет и самоанализ индивида о происходящем в его сознании. Специфика индивидуализированных форм духовного бытия заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Но это не требует обязательной смерти всех результатов деятельности сознания: сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую, позаіндивідуальну духовную форму, а также те, которые непосредственно передаются другим людям во время их общения. В сознании человека всегда существует только ее современность: прошлое сознания уже кануло в поток переживаний и частично невозвратно исчезло. Некоторые же прошлые переживания в трансформированном виде сохраняются в психике человека (часто за порогом сознания). Иногда прошлое сознании актуализируется, снова становится современным.
Особенностью бытие индивидуализированного духовного является и то, что индивидуализированное духовное в широком смысле включает в себя и бессознательное. Особенностями бытия бессознательного является то, что бессознательное имеет несколько уровней. Первый уровень бессознательного - неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением некоторых наиболее простых потребностей тела. Второй уровень - это процессы и состояния, которые тождественны с сознанием человека в период, когда человек не спит, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе могут перемещаться в поле сознания. Третий уровень бессознательного находит проявление в некоторых процессах художественной, научной, философской и другой интуиции, в высших побуждениях, которые формируются в душе человека.
Бытие индивидуализированного духовного (сознательного и бессознательного) - лишь относительно самостоятельная форма бытия. Индивидуализированное духовное не оторвано от эволюции бытия как целого, связанное со всеми его уровнями и формами. Найбезпосередніші связи существуют с духовным второго типа - объективирован (позаіндивідуальним) духовным.
Бытие объективирован духовного является второй формой бытие духовного (идеального). Бытие объективного духовного характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, как и индивидуализированное духовное, обязательно материализуется в словах, звуках, знаках естественного языка и искусственных языков. Материальные носители духовного - это материальные предметы и процессы (книги, формулы, рисунки, проекты, здания и др.). Функции хранения и использования социальной памяти все чаще передаются современным машинам, что значительно повышает их использования обществом. Во-вторых, специфика бытия объективирован духовного заключается в том, что элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь - это специфическое место бытия объективирован духовного, чем и определяется его место в целостном бытии.
Философское учение о бытие имеет не только теоретическое, но и практическое значение для деятельности в различных сферах общественной жизни.