Урок № 110
Тема. Параллельные прямые. Свойства параллельных прямых
Цель: закрепить знания учащихся о свойствах параллельных прямых; отработать навыки решения задач, предполагающих применение приобретенных по теме знаний; продолжать работу по повторению изученного в 6 классе материала.
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Математический диктант
Вариант 1 [2]
1. Как называются две прямые, лежащие в одной плоскости и не пересекаются? [Начертите две параллельные прямые АВ и МК.]
2. Начертите две параллельные прямые АЕ и РК. [Как называются две прямые, не имеющие общих точек и лежат в одной плоскости?]
3. Прямые АС и BD перпендикулярны к прямой XY [ВС и KM перпендикулярные к ОР]. Каково взаимное расположение прямых АС и DB [BC i KM]?
4. Запишите, используя символы: прямые АВ и CM [СЕ и ВМ] параллельные.
5. Проведите прямую АВ [CM]; отметьте точку К за ней. Проведите через К прямую, параллельную к АВ [CM].
III. Отработка знаний
Во время проверки выполнения математического диктанта учащиеся воспроизводят полученные знания: определение, свойства, а также алгоритм построения прямой, параллельной данной.
IV. Отработка навыков
@ Решаем упражнения достаточного и высокого уровней сложности, которые предусматривают не только воспроизведения приобретенных знаний, но еще и развитие пространственного воображения учащихся. Повторяем материал, связанный с решением задач с помощью уравнений.
1. Постройте две параллельные прямые и найдите расстояние между ними.
2. К данной прямой а постройте параллельную прямую b так, чтобы расстояние между этими прямыми равнялась 2 см. Сколько таких прямых можно построить?
3. Начертите угол ВЭС, градусная мера которого 52°. Отметьте внутри угла точку D и проведите через эту точку прямые, параллельные сторонам куга.
4. Начертите треугольник и проведите через каждую вершину прямую, параллельную противоположной стороне.
5. Начертите четырехугольник, у которого:
а) две стороны параллельны, а две другие не параллельны;
б) противоположные стороны попарно параллельны.
Дополнительная упражнение
6. Длина прямоугольника на 5,48 м больше его ширины, а периметр прямоугольника равен 6,48 м. Найдите сторону прямоугольника и его площадь.
V. Итог урока
Вопрос к классу
1. Какие прямые называются параллельными?
2. Какие отрезки называются параллельными?
3. На плоскости проведена прямая и обозначено точку, которая не лежит на этой прямой. Сколько прямых, параллельных данной, можно провести через эту точку?
4. Могут ли пересекаться две прямые, перпендикулярные к одной и той же прямой?
VI. Домашнее задание
1. В прямоугольнике ABCD АВ = 3 см; ВС = 5 см. Какое расстояние между прямыми АВ и CD и между прямыми ВС и АD?
2. Начертите ABC = 108°. Отметьте внутри угла точку Е и проведите через нее прямые, параллельные стороны угла.
3. Начертите четырехугольник, у которого:
1) две стороны параллельны, а две другие не параллельны;
2) две стороны параллельны и одна из них перпендикулярна к третьей.
4. Ширина прямоугольника на 12,4 м меньше его длины, а периметр прямоугольника 108,6 м. Найдите длину и ширину, вычислите площадь прямоугольника.